Марина Умнова
Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
1. Дыхание.
2. Бодрствование и сон.
3. Желудочно-кишечный тракт.
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
2. Смена времён года.
Публикация «Конспект занятия „Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкально - ритмические движения
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
3. Смена времени суток.
4. Приливы и отливы.
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Эффективными средствами в коррекционно-развивающей работе с детьми на занятиях по музыкальному воспитанию, являются логоритмика и ритмика. Занятия ритмикой являются эффективной техникой в работе с детьми с особыми возможностями.
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики, что особо важно для детей с ОВЗ.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо выделить три элемента ритмики : доступность, эмоциональность, эффективность. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Занятия ритмикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.
Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой).
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.
Музицирование – взаимосвязь музыки, движения и речи. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, артикуляция. Направления:
1. Дать детям представление о метроритмической организации музыки. 2. Добиваться умения отмечать ритмический пульс в музыке различного темпа и характера.
3. Побуждать детей принимать активное участие в играх звуками, тембрами, ритмами, движениями.
4. Создавать условия, ситуации для творческих проявлений детей. 5. Придумывать «спонтанные» звуковые импровизации в игре на муз инструментах.
6. Дать детям представление о концертном качестве исполнения.
7. Воспитывать внимание, слуховой контроль, выдержку.
8. Музыкальная импровизация, игры звуками, устные композиции.
9. Моделирование ритмических и звуковысотных отношений, динамики, темпа, формы.
Процесс музыкального развития дошкольников на занятиях ритмикой будет проходить успешнее, если в обучении следовать педагогическим идеям Эмиля Жака –Далькроза, основоположника ритма :
• развивать музыкальные способности детей (чувство метроритма, музыкальный слух, память, чувство темпа, формы) комплексно;
• помимо музыкальных развивать также общие способности учащихся (память, внимание, волю, мышление, фантазию, воображение, ориентацию в пространстве и др.);
• в обучении учитывать возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей;
• учебный процесс строить поэтапно, с постепенным усложнением и введением нового материала;
• соблюдать в обучении принцип систематичности (то есть формы работы должны быть постоянными на каждом уроке);
• использовать игровой метод как ведущий;
• формировать у детей умение передавать в движениях все средства выразительности музыкальной ткани;
• большое внимание уделять развитию творческих способностей, придавая основной части упражнений характер импровизационности.
Элементарное музицирование с инструментами по системе Карла Орфа – одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности.
Ведущими принципами орфовской педагогики являются:
1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.
Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.
Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и “извлекается” без всякого труда: сначала звучащие жесты, потом переносится на шумовые инструменты. Базой для речевых упражнений служат: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки и т. д. широко используются в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи необходимыми для детей с нарушением речи (фонемами, фонематическими слогами) – артикуляционная игра и игра голосом. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Музыкально- педагогическая концепция Карла Орфа – это соединение в единое целое слово, движение и речь.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев в работе с детьми с ОВЗ. Это одно из средств не только оздоровления речи, но и профилактика ее нарушений. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Регулярное использование элементов логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения. Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логопедическая ритмика включает в себя :
• ходьбу в разных направлениях;
• регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения,пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Игровые упражнения на развитие чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают терапевтическим эффектом. Они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у детей с ОВЗ. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый со счетом.
Занятия, направленные на развитие чувства ритма с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности.