Татьяна Воробьева
Использование современных информационно-коммуникационных технологий для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование современных информационно - коммуникационных технологий для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах».
Подготовила:
музыкальный руководитель
Воробьева Татьяна Владимировна.
Возникновение и становление опыта проходило в МБДОУ «Детский сад «Росинка» с. Сокол.
Публикация «Использование современных информационно-коммуникационных технологий для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательной организации является создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности. Проблема развития чувства ритма у дошкольников заключается в том, что не все современные образовательные программы нацелены на создание ритмически организованной среды. Чувство ритма, как качество личности, практически не рассматривается в программах и не ставятся задачи по его развитию. Однако необходимо отметить, что практически в рамках всех программ можно осуществлять организацию по развитию чувства ритма. А во время проведения музыкальной НОД имеются потенциальные возможности по осуществлению работы в данном направлении.
Оценка успешности музыкального развития дошкольников, в особенности развития чувства ритма, показала недостаточную эффективность педагогических действий. Это выражалось в том, что развивая чувство ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности, мы использовали уже укоренившиеся методы и приемы при проведении музыкальной НОД. При помощи педагогической диагностики мы выявили, что развитие музыкально ритмических умений было на среднем уровне. Дети не вовремя вступали во время пения. Песенные навыки усваивались хуже, так как не все дети пели мелодию ритмически правильно. Игра на музыкальных инструментах тоже имела низкий уровень. Были проблемы в ритмическом исполнении мелодии, дети не попадали на сильную долю во время игры на ДМИ. Во время исполнения танцев, выполняли движения не синхронно, не было четкости и слаженности в воспроизведении рисунка танца. Мы пришли к выводу, что в деятельности не хватает новизны, яркости, красочности и наглядности.
Учитывая выше сказанное, перед нами возникла проблема, как улучшить качество преподносимого материала и, самое главное, с помощью чего? Нами был сделан вывод, что процесс развития чувства ритма можно улучшить с помощью информационно – коммуникационных технологий в процессе музыкальной деятельности. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить чувство ритма детей, развивает логическое мышление детей, фантазию и максимально повышает качество образования среди дошкольников. И как мы сегодня видим, использование ИКТ является одним из приоритетных направлений в образовании. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения.
Данный подход способствует реализации таких педагогических функций, как: познавательной, креативной, эстетической и коммуникативной. Основными принципами, которые легли в основу исследования стали:
Принцип преемственности и взаимосвязи, который ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным и творческим;
Принцип психологической комфортности. (Создание особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса.);
Принцип интегрированного подхода.
На современном этапе ФГОС применение информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, фантазию и максимально повышает качество образования среди дошкольников.
В наш век все более актуальным становится использование информационно-компьютерных технологий на музыкальной НОД. Музыкальная НОД в детском саду должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности, проявлять индивидуальные способности детей, их обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников оркестра. Без развитого чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.
Изучив опыт ведущих педагогов–музыкантов по данному направлению (Карл Орф, Эмиль Жак – Далькроз, Н. А. Ветлугина Б. В. Асафьев и др.) и проанализировав результаты диагностического обследования дошкольников, выявила следующие проблемы: слаборазвитое чувство ритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений. Эти дети мало эмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Исходя из проблемы, первоочередной задачей музыкального руководителя считаю: вовлечь дошкольников в музыкально-ритмический мир, сделав обучение детей интересным и не заметным для них самих.
Конечно, все мы знаем, что ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, именно в игровой деятельности ребенок получает наиболее яркие впечатления. Но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр. Если дети от музыкально двигательных упражнений получат удовольствие, то и задача развития чувства ритма будет успешно решена.
Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Степень новизны опыта заключается в подборе и оформлении в сборник музыкально дидактических игр для развития чувства ритма у детей. Создание видеотеки презентаций для игры на ДМИ, а также презентаций о музыкальных инструментах, их видах и звучании. Также нами разработаны конспекты НОД с применением ИКТ и апробированы данные материалы в работе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе систематизирован материал по основам развития чувства ритма детей дошкольного возраста в процессе применения ИКТ на НОД в ДОО. А также в подборе методов и приемов активизации работы по развитию чувства ритма, в составлении рекомендаций, конспектов НОД по применению ИКТ в процессе игры на музыкальных инструментах.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические материалы могут быть использованы музыкальными руководителями, воспитателями и другими педагогами дошкольных образовательных организаций для работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с применением ИКТ.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохор, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина. Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа - “Шульверк. Музыка для детей”. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые соответствуют по характеру эмоциональной окраске музыки.
Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах. Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм – неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения (с применением образных сравнений, музыкально-дидактических игр) часто имеет больший развивающий эффект.
Использование ИКТ в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования, его стратегией.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в ДОО, убедительно доказывают,что информационные технологии занимают особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования Новоселовой С. Л., Пашелите И., Петку Г. П. ,Хантер Б. и др.) Учитывая новые требования в системе образования каждый педагог должен идти в ногу со временем, применяя новые методы и технологии. Педагог- музыкант должен стать для ребенка проводником в мир новых технологий музыкального образования, так как наша главная задача- развитие чувства ритма, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.
Организация музыкальной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, в сочетании с традиционными методами обучения, улучшает результат образования и помогает решить определенные задачи:
сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям; обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
развить чувство ритма дошкольника.
Музыкальная деятельность с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактических принципах обучения:
принцип сознательности и активности;
принцип связи обучения с практикой;
принцип системности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип полноты и целостности.
Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук) в педагогической деятельности музыкального руководителя:
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3. Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Оформлять документацию.
5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
7. Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.
Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Работа проводилась в три этапа
1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2015 – ноябрь 2015 года.
2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2015 – март 2018 года.
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2018– май 2018 года.
На начальном (констатирующем) этапе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования, определены параметры и выявлена актуальность исследования, проведено исследование уровня развития чувства ритма детей.
Изучались труды известных педагогов и психологов Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Радыновой О. П., Б. В. Асафьева, Н. А. Ветлугиной.
Начиная работу с детьми, мы провели диагностикууровня развития чувства ритма дошкольников.
Уровень развития чувства ритма дошкольников оказался не высоким, 25,4%.
В основе использования компьютерных средств лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. В современном мире технический прогресс развивается очень активно : с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в ДОО предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.
В процессе констатирующего этапа исследования в музыкальном зале создавалась предметно-пространственная развивающая образовательная среда для музыкальной деятельности дошкольников. Собиралась коллекция видео материалов: презентации, ритмические видео игры для детей, физминутки, пальчиковая гимнастика, сказки – шумелки и т. д. Были разработаны:
- мнемосхемы;
- музыкально-дидактические игры;
- ритмические карточки;
- схемы и модели;
- конспекты занятий с применением ИКТ.
Музыкальная НОД в детском саду имеет свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому деятельность должна быть яркой, эмоциональной, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать НОД привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.
Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации такой НОД от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.
В-третьих, есть особенности применения ИКТ на музыкальной НОД, поэтому мне бы хотелось остановиться на некоторых спорных вопросах применения ИКТ во время музыкальной деятельности.
На основном этапе проводилась систематическая работа, содержание которой было направлено на развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах с применением ИКТ. Проведение с детьми игровых проблемных ситуаций на музыкальной основе, прохлопывание и протопывание различных ритмических рисунков под видео презентации, показ музыкальных сказок - шумелок, музыкальных сюжетно-ролевых игр. Проведены интегрированные НОД с использованием ИКТ. Организован оркестр.
Во время проведения НОД мы использовали следующие программы и учебные пособия, направленные на развитие чувства ритма : «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой; «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой; «Посвящение Карлу Орфу» Е. Забурдяева, Н. Перунова, «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О. А. Новиковская.
Прекрасно помогают в работе разделы «История музыкальных инструментов», собранная в видеотеке. Дети получают сведения о группах музыкальных инструментов, слышат их звучание.
При подготовке к игре на детских музыкальных инструментах используются видео материалы с ритмическими схемами, которые положены на звучание музыкальных произведений. Такие, как: «Веселый огород», «Дождик», «Грибная история», «Белые снежинки», «Бубенцы», «Ёлочка» и другие.
Начиная развитие чувства ритма, мы с детьми определяем звуки по величине нарисованных картинок (солнышки, жучки, фрукты, овощи, снежинки и другое). «Длинный» звук (та – четвертная длительность, или «короткий» звук (ти – восьмая длительность). Затем используем прохлопывания и протопывания ритмического рисунка в игре «Ножки и ладошки».
Даже физкультминутку проводим необычно, с пользой для лучшего усвоения материала. Во время её проведения демонстрируются музыкальные произведения для игры в оркестре. На экране появляются силуэты музыкантов и инструментов, на которых они играют. Дети повторяют движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки. Также имеется видео материалы для проведения пальчиковой и зрительной гимнастики.
На следующем этапе проходит использование музыкальных инструментов во время демонстрации видео материалов. При этом у детей происходит соотношение мелодии с картинкой и звучанием инструмента. Это позволяет запоминать ритмический рисунок звучания мелодии.
Затем мы исполняем произведение без видео, по показу дирижера.
Применение ИКТ во время музыкальной НОД способствует развитию чувства ритма, а также и общему музыкальному развитию детей. Чувство ритма необходимо не только в игре на ДМИ, а и во время исполнения песен, танцев, чтения стихотворений, и ещё очень многих видах деятельности.
За время апробации опыта было проведено по 18 занятий в год (2 раза в месяц) с применением ИКТ. Из них, первое и последнее занятие в году посвящено лету (1 – проводы лета, а последнее – встрече и рассказу о самом любимом времени года). Остальные занятия распределены по временам года: осень, зима, весна. Одно занятие в месяц – путешествие в страну музыкальных инструментов, и одно – в страну музыки («Музыкальное путешествие», «Музыкальная гостиная», «Путешествие в мир музыки»). На такой тематической НОД дети узнают новое о музыкальных жанрах, композиторах, видах музыки, о том, где можно услышать музыку. Когда мы путешествуем в страну музыкальных инструментов, дети узнают: какие есть группы инструментов, какое у них звучание. Что такое оркестр, кто такой дирижёр. Какие инструменты могут звучать в оркестре и т. д. Также мы рассуждаем о том, на чем, кроме настоящих инструментов, можно извлекать звук. Применяем игру на «нетрадиционных инструментах» (лист бумаги, палочки от мороженного, орехи, коробочки с крупой и т. п.).
Включая в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, приходится решать вопрос по накоплению общеразвивающих программ, которые можно применять на НОД. На музыкальной деятельности используются различные презентации, клипы на известные детские песни, которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении. Это увлекает детей. Так, например, при разучивании «Овощной польки» (игра на ДМИ, сначала просматриваем видео презентацию и рассматриваем величину овощей, которые изображены на экране, прохлопывая и проговаривая ритм. В дальнейшем уже можно проигрывать это произведение без показа видеоролика. При знакомстве с музыкальной игрой «3 медведя» (2 младшая группа) вниманию детей представляется видеоролик с фрагментом мультфильма, после чего дети определяют по звуку, чьи звучат шаги. Затем слушают и рассуждают, под какую музыку ходит медведь – папа, медведь – мама и маленький медвежонок. В заключении мы играем в игру «3 медведя» (по типу игры «Чей кружок быстрее соберется»).
Применение видеоряда позволило существенно повысить мотивацию детей к обучению, активно вовлекает в образовательный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, активизирует познавательную деятельность детей.
Нами ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада.
Применение в работе ИК – технологий, позволило повысить творческую активность детей. Наши дети принимают участие в районных и областных конкурсах и фестивалях. Систематически наши дети выступают в концертах на день города, в ККЗ «Россия» на концертах, посвященных «Дню матери», "Дню пожилого человека" и других. Принимают участие в районных фестивалях: «Мир начинается с детства», «Танцующий ангел». Выступаем в областном конкурсе «Две звезды». А также на конкурсе «Восходящие звездочки».
В связи с выше изложенным, мы можем сделать вывод: наши исследования выявили, что по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагоги-музыканты становятся для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на музыкальной НОД. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Каковы функции компьютера в работе педагога-музыканта ДОО?
Источник учебной информации.
Наглядное пособие.
Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
Средство подготовки выступлений.
Итак, использование средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открылись новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности используются : домашний кинотеатр, интерактивная доска, центр – караоке, мультимедиа, компьютер со специально подобранными программами, презентациями.
Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволило производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.
На заключительном этапе исследования подводились итоги исследования.
На основании проведенного исследования, мы можем утверждать, что систематическое использование современных ИКТ способствует развитию чувства ритма, а также развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и вызывает интерес к музыкальной деятельности.