Марина Шеметова
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС
№ 14 г. Байкальска,
Шеметовой Марины Владимировны
Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Почему меня заинтересовала проблема развития чувства ритма у дошкольников? Ритм – греческое слово «rhytmus» означает «мерное течение». Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов, временная организация музыкальных звуков.
Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Без развитого чувства ритма ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Основные задачи по развитию чувства ритма :
• Формировать представление о том, что в природе все подчинено ритму;
• Переводить представления о ритме в жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные;
• Учить узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуки, различные по ритму;
• Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах
• Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.
• Создать условия, предоставляющие возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой, спонтанные творческие проявления.
Задачи развития восприятия музыкального ритма усложняются в соответствии с возрастными возможностями и обученностью детей:
На первом этапе - дети воспроизводят ритмическую пульсацию;
На втором этапе – отмечают в мелодиях сильную долю;
На третьем этапе – отмечают в движениях простейший ритмический рисунок;
На четвертом этапе – воспроизводят более сложный ритмический рисунок, вплоть до синкопы;
Пятый этап – полиритмия.
Начинаю с использования системы разнообразных игр и упражнений.
В младшей группе «играем» с именами, картинками, игрушками, ладошками и т. д. Дети прохлопывают, протопывают ритм своего имени, название игрушки, картинки, предмета, учатся исполнять простейший ритм на музыкальных инструментах. Учатся выделять сильную долю.
Далее включаю в занятия графическое отображение ритма различными символами. Начинаю с экспериментирования с пуговицами разного размера, нитями разной длины. Вместо счета использую ритмо-слоги (даем ноткам имена «та»-длинный звук, «ти» - короткий). Затем учимся выкладывать из предметов простейшие ритмические рисунки, воспроизводим их с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепы, притопы, щелчки) и на музыкальных инструментах. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.
В средней группе приближаю детей к понятию «нота». Для обозначения длительности звука используем кружочки, полоски разного размера, цвета. Выкладываем из них ритмический рисунок знакомых попевок, воспроизводим ритм в звучащих жестах, в движениях, на музыкальных инструментах. Стараюсь, чтобы задания носили непринужденный игровой характер, без замечаний детям и только с положительной оценкой.
Интересны детям и игры с палочками, звучащие стихи.
Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха : ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Дети учатся передавать метроритм инструментальных пьес подгруппами, соло, поочередно. К концу года дети могут различать по ритму, ритмическим карточкам знакомые попевки, воспроизводят ритм с помощью звуков, движений.
В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с изображением длительности звуков в нотной записи, с паузами. Дети учатся воспроизводить ритм по цепочке, самостоятельно выкладывать ритмический рисунок, воспроизводить ритм, изменяя темп, тембр, динамику (ритмизованные тексты, игра «музыкальный квадрат»). Использую в работе графические карты.
Провожу с детьми следующие муз. игры:
- «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.
- «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.
- «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).
- «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.
- «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.
- «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет»)
Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, - самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Музицирование доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.
- «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
- «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).
- «Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух.
- «Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
- «Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.
- «Определи по ритму». Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением.
Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника.
Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Свою работу по развитию чувства ритма у дошкольников я проводила во взаимодействии с воспитателями и родителями.
Использовала такие формы взаимодействия:
- Консультации: «Оснащение музыкального центра группы», «Ритмические минутки в режиме дня», «Игры на развитие чувства ритма», «Моделирование на музыкальных занятиях»,
- Вовлечение родителей в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды групп (творческий конкурс по созданию музыкальных инструментов-самоделок – февраль 2019г.)
Используемые игры и упражнения доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, побуждают детей к творчеству.
В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.
Пусть мой девиз станет вашим: «Вести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой».