Анна Пензина
Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возрас та
Раздел 1. Музыкально – дидактические игры
Цель: активизация интереса детей к различным видам инструментов, формирование ритмического мышления, развитие фантазии и тренировка памяти.
Публикация «Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Игровой материал: бубен, колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.
Ход игры: детям необходимо рассказать сказку, используя ударные инструменты.
* Каждый участник игры представляет свой инструмент.
* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают инструмент, подходящий по звучанию каждому герою сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.
Например : Карабас - Барабас - бубен, Буратино – ксилофон, Мальвина – колокольчик, Пьеро – треугольник, Артемон – трещотка на сильную долю такта.
* Текст сказки озвучивается воспитателем (см. Приложение 1 к сборнику).
* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).
«Веселые подружки»
Цель: развитие у детей чувства ритма, умения передать ритмический рисунок в соответствии с услышанной мелодией.
Игровой материал: плоские фигурки сказочных персонажей из картона (5 шт., разрисованные в русском стиле, матрешки, деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение : Русская народная мелодия «Светит месяц» (диск 1, №1)
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и хотят вас научить.
Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в руки кубики, отхлопать ритм ладошками или протопать ногами. Ритмы также могут демонстрироваться детям на фортепиано).
«Глашенька учит танцевать»
Цель: развитие у детей мелкой и крупной моторики, умения передать ритм в движениях.
Игровой материал: большая кукла, разрисованная в русском стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по краю сарафана.
Музыкальное сопровождение : русская народная мелодия «Ах, ты береза» (диск 1; №2)
Ход игры: «Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! И сейчас, ребята, Глашенька научит нас танцевать. Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.
«Лесная прогулка»
Цель: расширение представлений детей о звучании инструментов (барабана, бубна, металлофона, развитие умения слышать музыку и ритм мелодии.
Игровой материал: музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы, белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Педагог играет на инструментах в разной последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
«К нам гости пришли»
Цель: развитие умения соотносить ритмический рисунок мелодии с движениями.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши. Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
«Зайцы»
Цель: развитие музыкального слуха, умения определять характер музыки.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).
Музыкальное сопровождение : В. А. Моцарт «Колыбельная» (диск 1; №3)
Ход игры: Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.
«Петушок»
Цель: расширение представлений детей о длительности звучания звуков
Игровой материал: большой и маленький петушок.
Ход игры: Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка – длинным движением.
«Тук-тук молотком»
Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.
Ход игры: выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.
Педагог поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта. «Строитель» и дети стараются стучать так же.
Тук- тук, мо - лот - ком
мы по – стро - им но - вый дом.
Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Педагог должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.
Как усложнение:
1) и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую
партию по строчкам песни;
2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук», 2-й – палочкой по треугольнику.
«Передай ритм»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Ведущим может быть Педагог. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.
Раздел 2. Ритмо – речевые игры
«Козел»
Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую пульсацию.
Ход игры: дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» (И. Сац) одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит,
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
«Дождик: КАП»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Ход игры:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т. д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх
Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям.
Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
«Небо синее»
Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
Ход игры: Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
В не-бе пе-се-нки зве-нят,
Все ре-бя-та вверх гля-дят:
Мно-го в не-бе пти-чьих стай,
По-то-му что ме-сяц май.
Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
«Капельки»
Цель: развивать у детей умение сопровождать действия ритмическими звукоподражаниями.
Музыкальное сопровождение : М. Раухвергер «Дождик» (диск 1; № 7)
Ход игры: назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М. Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.
Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал:
Вот одна, а вот другая,
Третья, пятая, восьмая.
Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.
«Столяры»
Цель: развивать у детей умение соотносить ритмический рисунок с движениями, развитие мелкой моторики.
Ход игры: дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.
Будем дружно мы играть,
Столяров изображать:
И пилить, и строгать,
Гвозди крепко забивать.
Под ритмичную музыку действия выполняются одновременно. Затем меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая – подбадривает ее хлопками на сильную долю.
«Раз, два, три, четыре!»
Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.
Музыкальное сопровождение : М. Раухвергер «Физкультурный марш» (диск 1; №8)
Ход игры: под музыку «Физкультурный марш» М. Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
«Прыг, прыг, скок!»
Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Ход игры: ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.
Что ты, заинька, сидишь?
Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок!
Прыг, прыг, скок!
«Трактора»
Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.
Ход игры: дети под текст выполняют движения ритмично.
Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом
Из колхозного двора
Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг
Будем землю пахать, выделяют ударные слова
Будем рожь засевать, сильным притопом
Будем хлеб молотить,
Малых детушек кормить.
«Щелк – Щелк»
Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой, уметь согласовывать движение руки и речи.
Ход игры: дети выполняют движения под слова потешки.
Щелк. Правой рукой щелчок.
Щелк. Левой рукой щелчок.
Хлоп. Правой рукой по правому колену.
Хлоп. Левой рукой по левому колену.
Щелк. Правой рукой щелчок.
Щелк. Левой рукой щелчок.
Хлоп - хлоп. Хлопки перед собой.
Все повторить 2 раза.
Раз, два, три, четыре, пять. Ладошки соединить, пальчики здороваются.
Щелк. Щелчок двумя руками.
Хлоп. Хлопок перед собой.
Щелк. Щелчок двумя руками.
Все повторить два раза.
Здравствуйте, здравствуйте, все пальчики здороваются
Здравствуйте, с большим по очереди.
Р – р – р! Круговые движения руками.
Все повторить два раза.
«Не зевай!»
Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.
Оборудование: бубны по количеству детей.
Музыкальное сопровождение : А. Александрова «Новогодняя полька» (диск 1; №9)
Ход игры: дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А. Александрова музыкальный руководитель называет детей по именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
Раздел 3. Музыкально – ритмические подвижные игры
«Зайцы и лиса»
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Музыкальное сопровождение : М. Красев «Зайцы и лиса» (диск 1; №10)
Ход игры: дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.
Звучит мелодия М. Красева «Зайцы и лиса» (см. ноты ниже).
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.
Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.
Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – Два раза гладят правое ухо.
Такт 18 – два раза гладят левое ухо.
Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают.
Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
«Карусели»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихов.
При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов
Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол.
Вот и кончилась игра.
«Козел»
Цель: развивать умение согласовывать движения, в соответствии со звучащей музыкой.
Музыкальное сопровождение : диск 1; №11
Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И. Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:
Козел сердит, козел молчит,
Он копытами стучит.
Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.
«Если нравится тебе!»
Цель: развитие координации движений, ритмичности.
Ход игры: Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки, щелчки, шлепки, ногами (прыжки, кружения).
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.
В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:
Хлоп, хлоп! Щелк, щелк!
Шлеп, шлеп! Топ, топ!
Текст может изменяться таким образом:
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется, хлопай так!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хлопай так!
«Музыкальные стульчики»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Музыкальное сопровождение : В. А. Моцарт «Турецкий марш» (диск 1; №12)
Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют. С началом игры один стул убирают.
Раздел 4. Игры на музыкальных инструментах.
«Определи по ритму»
Цель: развитие умения соотносить ритмический рисунок с мелодией
Игровой материал:
- карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;
- детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)
Ход игры: Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».
Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.
«Бубен»
Цель: формировать навыки игры на бубне (2 приема – удар и встряхивание, воспитывать коммуникативные качества, развивать ритмичность.
Оборудование: музыкальный инструмент (бубен)
Ход деятельности:
Педагог поет: Постучи, ребенок, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Постучи веселей,
Посильнее в бубен бей. (Ребенок ударяет в бубен)
На проигрыш – прием «встряхивание»
Педагог поет дальше:
Ах, ребенок, как играет.
Как ладошкой ударяет!
Поиграла, вот и все,
Бубен ребенку отнесем (Ребенок передает бубен другому ребенку)
«Оркестр»
Цель: способствовать развитию внимания, выдержки, реакции, ритмичности, учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: бубны, маракасы, бубенчики
Ход деятельности: Дети стоят в кругу с музыкальными инструментами (бубны, маракасы, бубенчики). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На вторую контрастную легкую и тихую оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой музыкальный инструмент. Игра повторяется сначала.
Список литературы
1. Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г. И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с. ; ил.
2. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.
3. Деркунская В. А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
4. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
5. Жуков М. Н. Подвижные игры. –М. ; Академия, 2000.-60с.
6. Пилипенко Л. Азбука ритмов. Учебное пособие. - М. ; Изд. В. Катанский, 2004.
7. Колодницкий, Г. А., Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М., 2011. - 337 с.
8. Гогоберидзе, А. Г., Деркунская В. А. - Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М. «Академия», 2013. - 490 с.
Приложение к сборнику №1
Толстой Алексей Николаевич
Сказка "Золотой ключик или приключения Буратино"
Мальвина затопала на него ногами:
— Вы мне надоели, надоели, мальчик! Сорвите свежий лопух, — видите же — этот весь промок и в дырках.
Внезапно шум и визг вдали затихли. Мальвина медленно всплеснула руками:
— Артемон и Буратино погибли.
И бросился лицом на кочку, в зеленый мох.
Пьеро бестолково затоптался около нее. Ветер тихо посвистывал метелками камыша. Наконец послышались шаги. Несомненно, это шел Карабас Барабас, чтобы грубо схватить и засунуть в свои бездонные карманы Мальвину и Пьеро. Камыш раздвинулся, — и появился Буратино: нос торчком, рот до ушей. За ним прихрамывал ободранный Артемон, навьюченный двумя тюками.
— Тоже — захотели со мной драться! — сказал Буратино, не обращая внимания на радость Мальвины и Пьеро. — Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас Барабас — тьфу! Девчонка, полезай на собаку, мальчишка, держись за хвост. Пошли.
И он мужественно зашагал по кочкам, локтями раздвигая камыш, — кругом озера на ту сторону.
Мальвина и Пьеро не смели даже спросить его, чем кончился бой с полицейскими собаками и почему их не преследует Карабас Барабас.
Когда добрались до того берега озера, благородный Артемон начал скулить и хромать на все лапы. Надо было сделать привал, чтобы перевязать ему раны. Под огромными корнями сосны, растущей на каменистом пригорке, увидели пещеру. Туда втащили тюки, и туда же вполз Артемон. Благородная собака сначала облизывала каждую лапу, потом протягивала ее Мальвине. Буратино рвал Мальвинину старую рубашку на бинты, Пьеро их держал, Мальвина перевязывала лапы.
После перевязки Артемону поставили градусник, и собака спокойно заснула.
Буратино сказал:
— Пьеро, катись к озеру, принеси воды.
Пьеро послушно поплелся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принес воды на дне чайника.
Буратино сказал:
— Мальвина, слетай-ка, набери веток для костра.
Мальвина с укоризной взглянула на Буратино, пожала плечиком — и принесла несколько сухих стебельков.
Буратино сказал:
— Вот наказание с этими, хорошо воспитанными.
Приложение к сборнику №2
Список музыкального сопровождения игр
1. Русская народная мелодия «Светит месяц» (диск 1, №1)
2. русская народная мелодия «Ах, ты береза» (диск 1; №2)
3. В. А. Моцарт «Колыбельная» (диск 1; №3)
4. М. Раухвергер «Дождик» (диск 1; № 7)
5. М. Раухвергер «Физкультурный марш» (диск 1; №8)
6. А. Александрова «Новогодняя полька» (диск 1; №9)
7. М. Красев «Зайцы и лиса» (диск 1; №10)
8. В. А. Моцарт «Турецкий марш» (диск 1; №12)
Список литературы
1. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. - сост. В. И. Руденко – М. : 2006
2. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей вып. 2/ ред. - сост. В. И. Руденко – М. : 2006.
3. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – М. : Детство-Пресс, 2010.
5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей. – М. : Детство-Пресс, 2010.
6. Гончарова О. В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – М. : Академия, 2012.
7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В. И. Логиновой – М. : Просвещение, 2003.
8. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М. ; Академия, 2000.-60с.
9. Закон «Об образовании» Российской Федерации: Федеральный закон от 7 июня 23013г. № 120 - Ф3. - М. : Проспект, 2013.
10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - Н. : Просвещение, 1984.
11. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасов К. В. и др. Психология музыкальной деятельности. М. : Академия, 2005.
12. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасов К. В. и др. Психология музыкальной деятельности. М. : Академия, 2005.
13. Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : «ВЛАДОС»., 2001.
14. Куприна Н. Г. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов факультетов дошкольного воспитания/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007
15. Метлов Н. А. Музыка – детям – М. : Просвещение, 2005.
16. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. – М, 2002.
17. Музыка – детям : сборник статей вып. 1 / сост. Л. Михеева – Л. : Музыка, 2000.
18. Музыка – детям : сборник статей вып. 3 / сост. Л. Михеева – Л. : Музыка, 2006.
19. Музыка – детям : сборник статей вып. 4 / сост. Л. Михеева – Л. : Музыка, 2008.
20. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. М. : 2006
21. Пилипенко Л. Азбука ритмов. Учебное пособие. - М. ; Изд. В. Катанский, 2004.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
23. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
24. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. - М. : Гном-Пресс, 2011
25. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. Под ред. В. А. Сластенина. М. : ВЛАДОС, 2004.
26. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986.
27. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 1961. С. 230-231)
28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М. : Академический проект, 2007.
29. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 2002.
30. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В. И. Логиновой – М. : Просвещение, 2003.
31. Жуков М. Н. Подвижные игры. –М. ; Академия, 2000.-60с.