Получи документы

Роль диалога в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Ольга Фадеева
Роль диалога в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Диалогическая речь является основной формой речевого общения, в основе которой зарождается связная речь.

В дошкольном возрасте выделяются две сферы общения дошкольника – со взрослым и со сверстниками.

В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Он обращается к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями. Сам активно отвлекается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог, разворачивает, распространяя неполные ситуативные высказывания ребенка, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.

Публикация «Роль диалога в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

К нам приходят трехлетние дети, у которых уже ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании к сверстнику, желание рассказать партнеру по игре о своих действиях, желаниях.

Но дети испытывают большие трудности в общении. Трудности эти связаны с усвоением родного языка, его звуковой системы, грамматического строя речи, с наполнением словаря – лексическим составом. А мы, педагоги, понимаем, что не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения, так как диалог предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания во взаимодействии с партнером по игре.

Наблюдая за воспитанниками мы выделяем детей которые понимают речь взрослого, и детей, которые не только услышали взрослого, но и у них складывается собственная активная речь.

Пятилетки испытывают потребность делится своими впечатлениями. Они охотно рассказывают то, что было в их опыте (о встречах, об любимых игрушках, о родных людях, о мультфильмах).

Проблема этих воспитанников: у них не хватает терпения выслушать собеседника, так как эмоции «захлестывают» всех и они начинают говорить все вместе.

Иногда мы даем детям возможность говорить одновременно, тем самым понимаем, что в диалогах дети получают опыт равенства в общении, учат контролировать друг друга и себя. Но иногда вводим правило и тогда дети слушают речь собеседника и в нужный момент вступают в речевое взаимодействие. В таком случае дети учатся говорить более внятно, понятно и связно для окружающих задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться в группе мы создаем определенные условия.

• Мы добиваемся, чтобы каждый ребенок свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми.

• Учим выражать словами свои просьбы, отвечать на заданный вопрос, обязательно обращаем внимание на качество ответов детей.

• Учим детей отвечать как в краткой так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.

• На занятии мы приучаем детей организованно участвовать в беседе: отвечать только тогда, когда спрашивают и внимательно слушать высказывания своих товарищей.

Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Учитывая интересы ребенка мы предлагаем ему придумать тему рассказа, совместно составляем рассказ с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий персонажей, декораций. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером и может в любой момент включится как в рассказывание, так и в рисование.

Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речи) своих действий в предметной деятельности. Так мы постепенно учим детей планировать свою деятельность (дети средней группы уже проговаривают вслух свои действия и в блокнотах делают схематические зарисовки)

Во время режимных моментов используем любую возможность правильно и четко называть предмет, его части и признаки, качества, действия с ними. Стараемся формулировать отчетливо задания в правильной грамматической форме, точно ставить вопросы.

Диалогического общению со сверстниками служит также прием совместного составления детьми рассказа. Делаем мы это по «цепочке» или по выборам партнеров. Дети договариваются о содержании. Это может быть по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы детей мы записываем на видео в альбом детского словесного творчества.

Особо важным на наш взгляд является деятельность детей коллективного вида – это творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети сами создают предметно-развивающую среду, придумывают тему и рассказывают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги.

Чтобы стимулировать детей к диалогическому общению в творческой игре мы вносим в игру копилки с бейджиками ролей, сундучки, рюкзачки с предметами – заместителями, карты, атласы, книги с сюжетами путешествий и добрых дел и много другое.

Одной из универсальных форм развития диалогической речи можно считать соблюдение правил речевого этикета, что является «дефицитом» в наше время.

Если человек соблюдает речевой этикет, то с ним приятно общаться, к нему тянутся люди, он легко поддерживает беседу. В группе мы проводим работу по обогащению и активизации диалогической речи за счет введения формул и выражений речевого этикета, проигрываем игры: «Передай письмо», «Молчок», «Заколдованный», организуем с родителями «Дни волшебного слова», театральные и народные подвижные игры.

В результате проводимой работы дети приобщаются к культуре общения, формируется система устойчивых форм общения принятых в соответствии с социальными ролями общающихся, складывается собственная активная речь детей.

Воспитанники овладевают лексическим составом, усваивают звуковые системы, умеют налаживать речевые взаимодействия с партнером.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль диалога в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 12:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль диалога в развитии речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фадеева (УИ 1661764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД