Ирина Соколова
Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне от музыкального развития детей.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
Публикация «Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первая, когда всё музыкальное развитие детей сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, и в этом случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей : пляска, музыкальная игра не входит в быт ребёнка.
Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызывать интереса у детей.
Существует и другое противоположное явление,когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни,пляску,и. т. д. Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом. Малоопытный и недостаточно подготовленный воспитатель, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в его исполнении.
Проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет лишь часть педагогической работы,которую ведёт воспитатель. Часто растерянность, сухой и скучный тон воспитателя, нечёткость в движениях происходит от того, что он ещё не имел достаточной практики и не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музыкальных занятиях как бы на положении " практикантов ",которые работаю под наблюдением музыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.
Педагог-музыкант ведёт работу в двух направлениях - с детьми и воспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мере овладения воспитателем содержанием и методикой музыкального воспитания, педагог-музыкант всё больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу с детьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.
Музыкальный руководитель знакомит воспитателя с практическим материалом, который даёт детям. Воспитатель проводит с детьми на занятиях отдельные его элементы: разучивает новую пляску, поёт новую песню,организует музыкально-дидактическую игру, и. т. д.
Давая воспитателям задания, музыкальны руководитель должен дифференцированно подходить к каждому воспитателю, учитывая его силы и возможности.
Какие же формы работы с воспитателями наиболее эффективны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповые занятия (кружок).
На индивидуальных консультациях музыкальный руководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и доступных детям данной группы, и о том,кому из детей следует уделить особое внимание. Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни и пляски.
На занятиях кружка воспитателя знакомятся с основными теоретическими и практическими вопросами музыкального воспитания, а также разучивают детские песни,игры,пляски. При разучивании с воспитателями песен обращается внимание на чистоту интонирования, на чёткость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детских игр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию.
Интерес педагогического коллектива к музыкальному воспитанию отражается на всей воспитательной работе,создаёт подъём и бодрость, особенно при проведении праздников и досугов.
Для того, чтобы наладить должным образом работу музыкального руководителя с воспитателем, необходимы контроль и помощь методиста и заведующего учреждением.