Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».
Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Коротенькие рифмованные фразы помогают выработать навыки произношения. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Чистоговорки и скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.
Публикация «Из опыта работы „Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Темочки
Чистоговорка - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Каждая чистоговорка состоит из двух частей. В первой части определенный слог повторяется трижды, для этого ребенку приходится согласовывать движения языка и губ – вырабатывать нужный артикуляционный навык. Вторая часть - короткая фраза, которая рифмуется с первой частью. Так ребенок отрабатывает произнесении слога не только в слове, но и в предложении. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.
Однообразные занятия могут быстро наскучить ребенку. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Например, можно предложить ребенку представить себя собачкой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Можно еще использовать картинки. Министишок с веселой картинкой способны сотворить чудо. Большинству детей очень нравятся эти карточки.
Приведу несколько примеров чистоговорок.
Мы – мы – мы – дождались зимы.
Ра – ра – ра - во дворе гора.
Ры – ры – ры – прокачусь с горы.
Ма – ма –ма – вот пришла зима.
Ок – ок – ок – на дворе снежок.
Ом – ом – ом – слепим снежный дом.
Скороговорки намного сложнее чем чистоговорки. В них используются слова с очень сложными сочетаниями звуков.
Скороговорки - своеобразный тренажёр. Они поднимают настроение, помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.
Разучивать каждую новую скороговорку надо медленно, тщательно проговаривая звуки. Только научившись произносить правильно все звуки, можно попытаться предложения в быстром темпе.
Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, можно превратить это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять.
Как работать со скороговорками?
• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.
• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее.
• В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.
• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
• Устройте соревнование - кто быстрее проговорит скороговорку.
• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые, на мой взгляд, скороговорки.
*Бегают две курицы
Прямо по улице.
*Мы читали, мы не спали
И нисколько не устали.
*Тот ли это кот?
Это кот – не тот!
*Тащи леща, неси карася.
*В цветнике цветут цветы.
*Василек – мой любимый цветок.
Мой любимый цветок – василек.
*Бобры добры,
Добры бобры.
*Жираф в Африке граф.
*У Сани сом с усами.
*У ежа и елки
Иголки колки.
*Скачет косой в кустарник густой.
*Вышел кот из ворот-
Кот рябой, хвост трубой.
*Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке.
Скороговорки можно использовать в играх. Например, игра «Эхо». Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.
Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму. Например, игра «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
Многолетний опыт показывает: игровая форма помогает не только полюбить такие замечательные речевые упражнения, как чистоговорка и скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Чем раньше начать учить с ребенком чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он может слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно.