Елена Ртищева
Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Составила: Ртищева Елена Григорьевна, воспитатель высшей категории, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.
Публикация «Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Сказка – это образность языка, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать характер, настроение своего героя, особенности поведения. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы побуждают их анализировать, думать, делать выводы. Исполнение роли, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи. С целью развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованные игры представляют собой инсценировку, проигрывание сказок. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире. В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на познавательный интерес, эмоциональный мир. Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности. Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других ).
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, и поэтому в работе для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей я решила широко использовать театрализованную деятельность. В театрализованной игре формируется монологическая, диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры также способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).