Жанна Первушина
Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.
▼ Скачать + Заказать документы
Функция человеческой руки уникальна и универсальна.
Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта,» размещена в разделах
Слайд 2. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова утверждает, «что…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга, которая располагается рядом с речевой зоной.
Слайд 3. Значение развития мелкой моторики
Развивает речевые центры коры головного мозга.
Стимулирует развитие речи ребенка.
Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
Способствует улучшению артикуляционной моторики.
Влияет на коррекцию звукопроизношения.
Развивает чувство ритма и координацию движений.
Подготавливает руку к письму.
Поднимает настроение ребенка.
Слайд 4. Задачи
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной.
• Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в игру.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи провожу систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно.
Существует много эффективных способов развития мелкой моторики, из них в своей работе я использую:
Слайд 5.
• пальчиковые игры;
• массаж пальцев и кистей;
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
• шнуровки;
• бытовые предметы
Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек
Слайд 6. «Звуковые дорожки»
Цель: закрепление произношения изолированных звуков, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики.
Использование: для индивидуальной логопедической работы по отработке изолированного произношения звуков.
Слайд 7. Игры с прищепками «Помощники доброго волшебника»
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, тактильных ощущений, развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Использование: на логопедических занятиях, в свободной деятельности, праздниках,
играх-эстафетах.
Повседневные домашние предметы все чаще стали использовать для развития мелкой моторики рук. Пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и разной формы применяют для тренинга пальцев рук. При этом предлагается озвучивать действия с прищепками веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разными игровыми приемами. Игры с прищепками прекрасно тренируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.
Слайд 8. Игры с песком.
Для детей игра с песком – это не столько развлечение, сколько полезное развивающее занятие. Самые маленькие во время возни с песком знакомятся с разными тактильными ощущениями, развивают мелкую моторику. У дошкольников в процессе игр с песком развивается усидчивость и аккуратность, ведь без этого невозможно не то что песочный замок построить, а даже просто обычный куличик с помощью формочки «испечь». Играя с песком, ребенок дошкольного возраста развивает воображение, тренирует координацию движений и глазомер.
Психологи утверждают, что песок материал уникальный еще и с точки зрения его воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Игры с ним благотворно воздействуют на детскую психику, успокаивают и расслабляют. Создавая песочные композиции и населяя мир, сотворенный из песка, различными героями, ребенок выражает собственные эмоции и справляется со своими страхами.
Слайд 9. Игры с крупами.
Для развития мелкой моторики отлично подходят игры с использованием различных круп. Такие игры тренируют детские пальчики, успокаивают малыша, снимают нервное напряжение.
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной, координации, концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, умение ориентироваться на плоскости.
Использование: на различных этапах работы по коррекции речи.
Слайд 10 Су-Джок
Цель: Нормализовать мышечный тонус, симулировать высокоактивные точки соответствия всем органам и системам и речевые области в коре головного мозга, развивать память, внимание.
Использование: на различных этапах работы по коррекции речи, пальчиковая гимнастика в стихах, массаж эластичным кольцом, автоматизация звуков.
Слайд 11. Игры-шнуровки.
Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости и внимательности, трудолюбия, моторно-зрительной координации, выработка пространственного восприятия, произвольности психических процессов.
Использование: на логопедических занятиях, в свободной деятельности, праздниках, играх-эстафетах.
Слайд 12. «Волшебное пианино», «Узелочки-кочки»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, мышления, речи, мелких мышц рук, развитие творческой активности.
Использование: логопедические занятия, в свободной деятельности.
Слайд 13. «Разноцветные ладошки»
Цель игры:
- закрепить четкое произношение звуков;
- учить определять звук в начале слова;
- закрепить умение соотносить заданный звук и картинку;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве (слева-справа) ;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать мелкую моторику и точность движений;
Слайд 14.
Заключение
Систематически работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
И в заключение своего сообщения хочу предоставить вашему вниманию ролик, в котором как мне кажется, наиболее ярко и наглядно видно с каким интересом и увлечением в игровой форме дети развивают мелкую моторику своих пальчиков.