Светлана Лушняк
Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский
В коррекционной работе с детьми мы,учителя-логопеды все чаще используем здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми. За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.
Публикация «Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Принципы здоровьесбережения:
- принцип «Не навреди!»;
- принцип непрерывности;
- принцип комплексного подхода;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
В работе с детьми логопатами приходится исправлять не только речевые дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи в комплексе помогает использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий.
В своей логопедической деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии, такие как: песочные игры, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, массаж, самомассаж, Су-джок терапию, логоритмику, физкультминутки. Более подробно остановлюсь на современном нетрадиционным методе здоровьесбережения – биоэнергопластике.
Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Преимущества биоэнергопластики :
-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики :
1. Диагностический. (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) На этом этапе определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети с онр, как правило показывают ряд неврологических особенностей. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается ритм, темп, плавность.
2. Эмоциональный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.
Этому способствуют игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп, упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке, музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам. (театр «Волшебные перчатки», сказочный герой «Удав Гоша»)
3. Основной. (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, затем второй руки и обеих рук).
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:
- доступность материала;
- восприятие материала ребенком;
- наглядность;
- образность;
- поэтапное выполнение действий и упражнений;
- строгая дозировка материала;
- индивидуальность в подаче материала;
- качество выполнения действий, а не их количество;
- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);
- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).
Основные условия проведения занятий:
- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;
- четкое выполнение каждого движения;
- небрежность недопустима;
- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);
- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.
4. Заключительный (развитие творческих способностей в игровой и театрализованной деятельности) А также использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физкультминуток в любых видах деятельности.
Д/игра «Лягушки на болоте»
Дети одеты в маски лягушек.
На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.
Дети выполняют заданные упражнения
и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений
Инсценирование сказки «Колобок» с биоэнергопластикой.
Особенности работы с применением биоэнергопластики :
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
С целью повышения заинтересованности ребё нка в таких упражнениях применяются: игровой персонаж, «Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то,что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.