МААМ-картинки

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Светлана Лушняк
Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

В коррекционной работе с детьми мы,учителя-логопеды все чаще используем здоровьесберегающие технологии. Здоровье будущего поколения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является важным компонентом в построении практической работы с детьми. За последние годы резко возросло количество детей, страдающих хроническими заболеваниями. В сложившихся условиях педагогическая деятельность направлена на сбережение и укрепление здоровья детей.

Публикация «Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Принципы здоровьесбережения:

- принцип «Не навреди!»;

- принцип непрерывности;

- принцип комплексного подхода;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

В работе с детьми логопатами приходится исправлять не только речевые дефекты, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи в комплексе помогает использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий.

В своей логопедической деятельности я использую различные здоровьесберегающие технологии, такие как: песочные игры, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, массаж, самомассаж, Су-джок терапию, логоритмику, физкультминутки. Более подробно остановлюсь на современном нетрадиционным методе здоровьесбережения – биоэнергопластике.

Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Преимущества биоэнергопластики :

-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики :

1. Диагностический. (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) На этом этапе определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети с онр, как правило показывают ряд неврологических особенностей. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается ритм, темп, плавность.

2. Эмоциональный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

Этому способствуют игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп, упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке, музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам. (театр «Волшебные перчатки», сказочный герой «Удав Гоша»)

3. Основной. (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, затем второй руки и обеих рук).

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности:

- доступность материала;

- восприятие материала ребенком;

- наглядность;

- образность;

- поэтапное выполнение действий и упражнений;

- строгая дозировка материала;

- индивидуальность в подаче материала;

- качество выполнения действий, а не их количество;

- ритм и комплексность (весь комплекс или его часть);

- запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

Основные условия проведения занятий:

- внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук;

- четкое выполнение каждого движения;

- небрежность недопустима;

- упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога);

- использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики.

4. Заключительный (развитие творческих способностей в игровой и театрализованной деятельности) А также использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физкультминуток в любых видах деятельности.

Д/игра «Лягушки на болоте»

Дети одеты в маски лягушек.

На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров.

Дети выполняют заданные упражнения

и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений

Инсценирование сказки «Колобок» с биоэнергопластикой.

Особенности работы с применением биоэнергопластики :

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребё нка в таких упражнениях применяются: игровой персонаж, «Волшебные перчатки», счёт, музыка, стихи.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то,что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНРИспользование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений у детей с ТНР Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Марблс — в переводе означает «мраморный».

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование музыкальных распевок в младших группах ДОУ для профилактики речевых нарушений Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 9 октября 2017 в 22:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лушняк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД