Мария Сафина
Метод массажа в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Метод массажа в коррекции речевых нарушений.
Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде тяжёлых речевых нарушений, используется достаточно давно. Однако данный метод недостаточно внедрён в широкую логопедическую практику, хотя и целесообразность выполнения логопедического массажа, особенно при таких тяжёлых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание, у большинства специалистов не вызывает сомнения.
Публикация «Метод массажа в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, что, в свою очередь, способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Существует несколько видов логопедического массажа :
ручной классический массаж;
зондовый;
точечный;
массаж рефлексогенных зон (воздействие на которые вызывает те или иные специфические безусловные рефлексы);
самомассаж;
искусственная локальная контрастотермия (гипотермия) – ИЛК (Г) (воздействие низкотемпературными и высокотемпературными агентами на мышцы артикуляционного аппарата);
дифференцированный массаж;
сегментарный.
Массаж показан детям, имеющим следующие речевые расстройства :
дизартрия, в том числе её стёртые формы;
ринолалия;
заикание;
дислалия;
ЗРР неясного генеза;
моторная алалия;
нарушения голоса (не связанные с органикой);
афазия;
инфантильный тип глотания.
Противопоказаниями к проведению логопедического массажа являются :
любые соматические или инфекционные заболевания в остром периоде (конъюнктивиты, гингивиты, стоматиты и т. д.);
острые и хронические заболевания кожных покровов;
наличие герпеса на губах (другие инфекции полости рта);
увеличение лимфатических узлов;
повышенная температура тела, учащение пульса;
кариес;
аллергия;
болезни крови и сосудов;
онкология;
эписиндром;
медикаментозная терапия.
Основные цели логопедического массажа :
нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);
стимуляция проприоцептивных ощущений (кинестетических ощущений, отражающих движения и относительное положение губ, языка в пространстве, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах);
увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед определяет форму и структуру речевого дефекта, после чего ставит вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата.
Логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача и с разрешения родителей. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики. Однако, даже при наличии медицинского заключения, логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц и определить тактику массажа.
Логопед определяет состояние мышц:
верхней половины туловища;
шеи;
мимических;
артикуляционных.
Диагностика проводится путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений. На основании предварительной диагностики специалист составляет комплекс массажных приёмов, выстраивает последовательность, методику их проведения и дозировку и только после этого приступает к массажу.
При выполнении массажа логопед руководствуется общими рекомендациями к его проведению.
Перед началом процедуры ребёнок должен принять правильную позу – позу покоя. Это способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание:
массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно; под головой ребёнка – небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток;
полусидя в кресле с высоким подголовником.
Логопед также должен принять удобную позу при проведении массажа.
Основные массажные приёмы :
поглаживание (поверхностное воздействие на кожу; при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, происходит регуляция дыхания);
растирание (выполняется с применением определённой силы давления на массируемую область; при этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц);
разминание (максимально активизирует работу мышц; в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция);
вибрация и поколачивание (сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает).
Каждый массажный приём обязательно заканчивается поглаживанием!
Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:
при пониженном тонусе речевой мускулатуры используется активизирующий массаж (выбираются соответствующие приёмы);
при повышенном тонусе используется расслабляющий массаж;
при неоднородном распределении мышечного тонуса выполняется дифференцированный массаж.
Активизирующий логопедический массаж.
выполняется при пониженном мышечном тонусе;
продолжительность сеанса от 5` до 15`;
выполняется в первой половине дня;
движения рук логопеда достаточно ритмичны (2 и более движений в 1``);
основные приёмы – поглаживание, чередующееся с растиранием, разминанием, сильной вибрацией;
последовательность воздействия на массируемые области :
• мимическая мускулатура
• мышцы губ
• защёчная поверхность
• мышцы языка
элементы массажа можно использовать во время артикуляционной гимнастики.
Расслабляющий логопедический массаж.
выполняется при повышенном мышечном тонусе;
продолжительность сеанса от15` до 30`;
выполняется перед сном – дневным или вечерним;
выполняется в медленном темпе (1движение в 1``);
основные приёмы – поглаживание и лёгкая вибрация;
строгая последовательность воздействия на массируемые области :
• шейно-воротниковая зона
• шея с боков и грудь
• лоб
• глаза
• лицо снизу (1-2-3массажные линии)
• круговая мышца рта и носогубная складка
• подъязычная зона
• язык.
Также в логопедической практике применяют массаж мягкого нёба (направлен на активизацию тонуса мышц мягкого нёба и повышение нёбно - глоточного рефлекса; данный массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц, массаж уздечки языка (в случае укорочения уздечки прибегают к массажным движениям, способствующим её растяжению).
Часто логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия и проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой. Также может быть использован в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями при формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния.