Папки-передвижки

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Елена Королёва
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Публикация «Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.

Сл. 2 Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Сл. 3 Выделяют несколько видов логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико - грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сл. 4 Для постановки сказок подходят различные виды театров:

• пальчиковый,

• настольный,

Сл. 5 рукавичный,

• куклы-БИБАБО,

• куклы на палочках,

Сл. 6 театр «Притворщик»

Артикуляционные сказки.

Сл. 7 Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Сл. 8 В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

Сл. 9 В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Сл. 10 Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Фонетические сказки.

Сл. 11 Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.

Сл. 12 Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Сл. 13 Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Сл. 14 Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

Сл. 15 По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Сл. 16 Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Сл. 17 Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

Сл. 18 - Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Сл. 19 Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

Сказки для обучения грамоте.

Сл. 20 Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сл. 21 Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

Сл. 22 У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Сл. 23 Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, Сл. 24 выпускается газета «В мире правильной речи», Сл. 25 составляются различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой.

Сл. 26 Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений Слайд 2. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений» Слайд 3. «Движения руки всегда тесно связано с речью.

«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей«В мире любимых сказок». Совместная работа с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей ема: «В мире любимых сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература, интерес. Цель: закрепить знания детей о.

Использование компьютерных программ в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Речевые нарушения и заикание появляются в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще.

Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников Использование квест-технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитель-логопед Бесперстова Неля Михайловна ГБДОУ.

Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольниковИспользование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников Содержание лэпбука «Забавные шипелки»: 1. «Ветерок» Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи. Ребенок дует на ленточки, представив.

Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей 5–7 лет Перспективный план работы по использованию биоэнергопластики Цель:Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики,.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗТестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 21:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Королёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД