Наталия Кожухова
Специфика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы педагога - эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду.
Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №25 г. Орла".
Дети с нарушением зрения находятся в сложных условиях, поскольку плохо видят окружающее пространство, внешний облик людей. В связи с этим необходимо проводить активную работу по адаптации детей в социуме, которые имеют зрительные нарушения. Для того, чтобы ребенок приспособился к непривычным ему условиям, для начала следует рассказать о назначении экологической студии, правилах поведения. Данные действия помогут преодолеть страх у ребенка перед незнакомым ему пространством. Наличие в экологической студии разнообразных животных и растений способствует созданию благоприятной атмосферы и подталкивает детей к изучению природы.
Публикация «Специфика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа, как объект познания, как средство обучения и воспитания всегда была значима. Главными методами приобщения детей к природе всегда были наблюдения за растениями, животными, погодными явлениями. Данные действия желательно проводить в игровой форме. Так можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи. При работе педагогу следует учитывать состояние зрительного анализатора и возможность формирования зрительных функций педагогическими средствами.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно
пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка,
временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей.
На занятии необходимо рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. В период ношения ребенком аклюзии зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.
Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света, используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения следует посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см. ;
размер раздаточного материала – 5 см., 3 см., 2 см. – в зависимости от остроты зрения.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
На занятии необходима физкультминутка природоведческого содержания и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия необходимо проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.
Роль зрительных функций в жизни человека невозможно недооценить. Все, что человек видит, существенным образом влияет на самочувствие. Психологи отмечают роль зрения в качестве ведущего сенсорного анализатора. Нарушение зрения, образование зрительной патологии в раннем возрасте является серьезной проблемой, которая требует более тщательного изучения. Актуальность данной проблематики ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понимать в дошкольном периоде значимость того, что зрение является важным фактором для жизни человека.
Методическое сопровождении коррекционных программ осуществляется на адаптированном материале следующих пособий:
Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения;
Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
Григорьева Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция.