Светлана Шурыгина
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение зрения.
Коррекционной логопедической работе предшествует углубленное обследование детей учителем – логопедом, которое устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений, требующих индивидуального подхода к каждому ребенку.
Публикация «Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести: общее недоразвитие речи, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, заикание.
Ведущая роль в работе принадлежит тифлопедагогу. После согласования с тифлопедагогом и воспитателями плана обучения занятия по развитию речи проводятся логопедом. Тифлопедагог обогащает зрительный сенсорный опыт и по рекомендации логопеда активизирует речевую деятельность детей, расширяет их словарь. Речевые нарушения проявляются в отсутствии или при искажениях звуков.
Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медико – эргономическими установками офтальмологической службы.
В результате проводимой коррекционно – логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно – речевую базу для овладения элементами грамоты.
Коррекционная логопедическая работа с детьми с амблиопией и косоглазием осуществляется в специальном ДОУ на фоне специального лечения, которое носит комплексный плеопто – ортопто – хирурго – диплопто – стереоскопический характер. Учитель – логопед должен знать этапы лечения, на которых находятся дети, и строить коррекционную логопедическую работу с учетом решаемых врачом – офтальмологом задач.
Плеоптические упражнения направлены на повышение зрения амблиопичного глаза. Наиболее эффективным методом является прямая окклюзия. При выключении из акта зрения хорошо видящего глаза вся зрительная нагрузка падает на амблиопичный глаз, который вынужден раскрывать все свои возможности. Это позволяет добиться либо одинаковой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее, либо повышение остроты зрения амблиопичного глаза до 0,3 – 0,4, что дает возможность для совместной работы обоих глаз.
В этот период рекомендуются следующие игры и упражнения:
обводка через кальку контурных изображений;
нанизывание бус;
сличение изображений;
классификация предметов;
игры – лабиринты;
использование электрифицированных игрушек;
составление разрезанного на части изображения.
Ортоптические упражнения направлены на развитие бинокулярного зрения. Их цель восстановление способности к слиянию двух изображений в одно и проводятся на синотипных аппаратах в зависимости от остроты и характера зрения и возраста детей. В данный период рекомендуются:
составление разрезанного на части изображения;
выделение из фона замаскированного объекта;
опознание изображения по какой – либо отдельной части;
опознание перевёрнутых, зашумленных изображений.
Комплекс плеопто – ортоптических упражнений, проводимый в предоперационный период, имеет целью повышение остроты зрения косящего глаза, обеспечение устойчивой зрительной фиксации, развитие подвижности глаз, перевод монолатерального косоглазия в альтернирующее.
Послеоперационный этап направлен на восстановление и развитие бинокулярного зрения и содержит те же мероприятия, что и дооперационный. На этом этапе широко применяется метод лечения косоглазия - диплоптика – комплекс мероприятий, нацеленных на устранение подавления зрительных впечатлений косящего глаза в естественных условиях и восстановление фиксации предмета двумя глазами.
Стереоптические упражнения применяются, когда восстановилось симметричное положение глаз и бинокулярное зрение. Такие упражнения позволяют добиваться нормального глубинного зрения и тем самым закреплять результаты лечения косоглазия, развивают видение (окраска, распределение светотени, пересечение контуров).
В этот период рекомендованы игры и упражнения на оценку глубины пространства(«Бадминтон», «Настольный теннис», «Дорожки»).
Для всех используемых на логопедических занятиях игр словарный материал подбирается с учетом нарушений речи дошкольников и этапов коррекционной работы ( подготовительные упражнения: постановка, автоматизация, дифференциация звуков, работа над лексико – грамматическими компонентами речи). Например, предлагая детям дорисовать предмет по точкам, обвести по контуру или сложить целое из частей, логопед выбирает объект с названием, содержащем звуки, над которыми ведется работа; предлагая детям «цветную прогулку», учитель – логопед одним детям дает задание найти в кабинете желтые и голубые по цвету игрушки (для автоматизации звука Л, другим - красные или розовые (для автоматизации звука Р). Для развития слухового внимания и фонематического слуха в стереоскопический период можно провести игру «Ударь столько раз – сколько слогов услышал».
Обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз по 3 – 5 минут в течение дня в процессе бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиям, во время них и между ними. После зрительной работы на логопедическом занятии (рассматривание предметов, изображенных на картинках объектов, штриховании предметов) также необходима зрительная гимнастика. Для зрительной гимнастики рекомендуются упражнения – движения глаза (голова неподвижна) :
вправо – влево;
вверх – вниз;
далеко – близко (удалять и приближать предмет);
по кругу – слева направо;
по диагонали – сверху вниз.
Предмет должен быть крупным, ярким. Для зрительной гимнастики демонстрируется в медленном темпе, чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей, чтобы ребенок до конца проследил его движение.
Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников
с нарушение зрения.
Формирование связной речи у детей с амблиопией и косоглазием – сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно – логопедического воздействия. Трудности обучения детей с нарушением зрения инициативной связной речи обусловлены рядом причин:
• недостаточным использованием сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;
• обедненностью предметных представлений, свойственной всем дошкольникам с особенностями в развитии;
• недоразвитием чувственной основы становления речи.
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы ДОУ как целостного образовательного учреждения, от интеграции в единое целое специалистов разного профиля. Формирование и активизация инициативной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием осуществляется путем комплексного многостороннего воздействия силами тифлопедагога, учителя – логопеда, психолога, воспитателей, родителей, при ведущем значении тифлопедагога.
Учитывая несоответствие между словесными и чувственными связями у детей с нарушением зрения, тифлопедагогика придает большое значение словарной работе. Деятельность тифлопедагога направлена на формирование предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесенности слова и образа.
Задача учителя – логопеда состоит в обогащении словаря через введение новых лексических единиц, овладении навыками словоизменения и словообразования, активизация речевой деятельности, формировании специальных речевых умений и навыков, подготовке детей к практическому усвоению грамматических признаков слов.
Работа над обиходно – бытовым словарем и закреплением речевых умений и навыков на занятиях, игровой деятельности, общении ведется воспитателями и родителями.
Руководство коррекционной работой по формированию инициативной речи детей осуществляется логопедом. Он обучает дошкольников правилам построения текстовых высказываний, формирует коммуникативные умения, знакомит детей с моделью описания единичных предметов, активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала.
Тифлопедагог и воспитатели специально организуют игровую и практическую деятельность детей с целью обогащения сенсорного опыта дошкольников с нарушениями зрения и активизации их общения.
Следует отметить, что дети с нарушением зрения недостаточно используют сохранные анализаторы. Поэтому тифлопедагоги проводят специальную работу, регулирующую деятельность дошкольников по исследованию свойств предметов.
Тифлопедагогу принадлежит ведущая роль в ознакомлении детей с сюжетной картинкой: формирование ориентировки в наглядно – представленной ситуации, конкретизация сенсорного опыта дошкольников и актуализация опорных знаний.
Система работы предполагает определенную этапность и последовательность подачи материала, не перегружает детей с нарушениями зрения. При целенаправленном обучении на занятиях по развитию речи в специальном ДОУ речь детей с нарушением зрения становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно – образный характер. Это служит доказательством эффективности комплексной коррекционно – логопедической работы, которая занимает существенное место в системе коррекционно - обучающего воздействия на ребенка с нарушением зрения.
Коррекционно – логопедическая работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления:
Формирование базы для речевой деятельности: коррекция и обогащение сенсогного опыта детей, специальная организация их практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, коррекция представлений о предметном и социальном окружении.
Самостоятельная речевая деятельность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механизмов речи.
В содержание подготовительной работы входит ряд развивающих речевых игр и упражнений направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка.