Грамотеева Анна
Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
*Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка;
*Формирование компенсаторных способов деятельности;
*Подготовка ребёнка к самостоятельному участию в различных видах деятельности.
Задачи:
-Формирование у ребёнка представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.
-Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
-Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной деятельности, в пространственной ориентировке.
-Формирование навыков социально-адаптивного поведения, позволяющих ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Слайд№1
Зрение- это самое важное в жизни человека. Все мы с самого рождения познаем мир на 90% при помощи зрительного анализатора. С рождения и в течении большей половины нашей жизни, наше зрение должно развиваться, но под воздействием разных факторов у ребёнка теряется зрение.
Слайд№2
Дети с нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого ребёнка очень важно для его развития, последующей адаптации в школе и в дальнейшей жизни.
Слайд№3
Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребёнка и его памяти, поэтому с окружающем миром знакомятся через осязания и слух. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей.
Слайд№4
Хотелось немного поделиться своим небольшим опытом по индивидуальной работе с ребёнком с нарушением зрения. В общеразвивающую группу нашего детского сада, поступил ребёнок с ослабленным зрением. По результатам комплексного психолого медико-педагогического обследования установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд№5
К мальчику нужен был подход, совсем не такой как к детям без проблем со здоровьем.
Не имея никакого опыта и определенных знаний в работе с таким ребёнком, пришлось обращаться за помощью к методической литературе, медицинскому работнику и конечно же, родителям воспитанника.
Изучив методическую литературу, выяснила и, поняла, что одним из главных принципов в работе со слабовидящими детьми- это сохранение и развитие индивидуальности.
Слайд№6.
Поэтому для Ромы, я старалась создать такие условия, при которых он мог бы компенсировать плохое зрение за счет слуха, осязания, двигательной активности, включая обязательное развитие мелкой и крупной моторики.
Слайд(№7-8-9-10)
Для снятия общего и зрительного утомления, напряжения, нагрузки провожу гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, самомассаж, пальчиковую гимнастику, ниткографию.
Слайд№11
Моим следующим шагом в работе с Ромой было создание комфортной, благожелательной обстановке в группе; достаточное освещение групповых, игровых и занимательных зон, удобное размещение за столом вблизи от доски, расположение наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
Слайд№12.
Так как в группе дети часто дразнили Рому «очкариком», и «косым», это у него вызывало чувство обиды и отрицательное отношение к сверстникам, поэтому я проводила с детьми беседы, придумывала различные ситуации, стараясь создать вокруг Ромы здоровую обстановку. И, как результат такой работы в группе нет дразнилок, и многие дети помогают ему справляться с трудностями, поэтому он стал вести себя как обычный здоровый ребенок.
Слайд№13
Рома дружелюбный, доброжелательный, общительный, не обидчивый ребенок.
Но у него можно отметить рассеянное внимание, не устойчивую память, медлительность, что характерно детям со зрительным нарушением. В таких случаях Рома постоянно находится в поле зрения и я стараюсь видеть и чувствовать, когда ему нужна помощь.
Имея в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, я построила образовательно-воспитательный процесс в отношении его, с учетом его возможностей.
Слайд№14.
Основной целью стало:
• Адаптация в коллективе здоровых детей
• Предупреждение риска снижения зрения
• Достижения ребенком достаточного уровня обучения и готовности продолжения обучения в начальной школе.
Слайд№15.
В индивидуальной работе с Ромой, я использую различный иллюстрационный материал; он должен быть знакомым, ярким, контрастным и насыщенным. Чтобы ребёнок его хорошо видел увеличиваю его в 1.5 размера. Показ пособий сопровождаю чётким, ясным пояснением. Даже незначительные улучшения Ромы в работе, стараюсь отметить, похвалить, подбодрить.
Слайд№16.
Слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре.
В своей индивидуальной работе использую игры по познавательному развитию (ФЭМП).
«Определи форму»; «Определи величину»; «Из чего они сделаны?»; детское лото, домино.
Для развития мелкой и крупной моторики : нанизывание бус, штриховка, объемный конструктор «Мозаика»; раскрашивание картинки, разрезные картинки.
Слайд№17.
Я бы хотела посоветовать, вам в работе с детьми с нарушением зрения использовать педагогические рекомендации:
• Принимать ребёнка таким, какой он есть.
• Как можно чаще общаться с ребёнком.
• Избегать переутомления.
• Использовать упражнения на релаксацию.
• Не сравнивать ребёнка с окружающими.
• Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
• Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка, он должен знать за что.
• Обращаться к ребёнку по имени
• Не предъявлять ребенку повышенных требований.
• Старайтесь делать замечания как можно реже.
• Оставаться спокойным в любой ситуации.