Раиса Ситникова
Специфика логопедической работы со школьниками с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
В младших классах у детей с тяжёлым нарушением речи, как правило, устраняются нарушения звукопроизношения, но не всегда (в зависимости от тяжести поражения речевой зоны коры головного мозга). Нарушения фонематических процессов, несформированность многих психических функций, расстройства праксиса и гнозиса, которые обеспечивают восприятие пространства и времени, не сформированность анализа, синтеза, языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, нарушения формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи приводят к нарушениям чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи.
Публикация «Специфика логопедической работы со школьниками с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Можно выделить следующие особенности логопедической работы детей с ТНР.
1. У школьников с тяжелым нарушением речи, ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения, большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков (с-з, сь-зь и т. п.). Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового (сравнение с неречевым звуком, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие (звонкий- глухой, свистящий- шипящий). В процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звуков в слове.
2. С учётом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. Это значит, что на логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи (например, работу по коррекции нарушенного произношения звука «с» следует сочетать с работой над предлогом «с», выделяя его как самостоятельное слово в предложении. При этом отрабатывается анализ структуры предложения).
3. В процессе логопедической работы необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности детей с ТНР. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам: -материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы слов, фишки и т. д.); -выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребёнок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие нужного звука в слове; -выполнение действия во внутреннем плане. На этом этапе дифференциация звуков идёт без материальных и речевых опор, только по представлению.
4. Максимальное включение анализаторов, а также использование максимальной и разнообразной наглядности (это зрительное восприятие артикуляции; кинестетические ощущения от движения кисти руки; опора на кинестетические ощущения языка, губ; использование зондов, шпателя; различные схемы, муляжи правильной артикуляции звуков; разрезная азбука; игровые упражнения).
5. Дифференцированный подход к обучению школьников с ТНР предполагает учё т особенностей ВНД: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенности моторного развития, учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве.
6. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логоритмики, пальчиковую гимнастику.
7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. При этом, конечно, цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, нежели цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с ТНР очень консервативны, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков (связь с воспитателями, учителями, т. е. процесс автоматизации более длительный, чем в норме. очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, взрослыми, разговор по телефону, пересказ прочитанного, самостоятельные пересказы и т. д.
9. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме (т. е. как и при изучении учебного материала- постоянное повторение). Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
10. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий, речевого материала, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать с одной формы работы на другую.
11. Специфика познавательной деятельности таких детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, затем-на более сложном. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом
13. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребёнком цели занятия- они должны быть изложены чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.
15. Следует поддерживать у ребёнка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.
17. Не сформированность контроля, слабость волевых процессов этих детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя, т. е. закрепление правильных речевых навыков должно осуществляться и на уроках, и во внеурочное время.