Лучший педагог года

Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения

Дарья Дайнеко
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения зрения разной степени характерны как для взрослого, так и детского, современного общества. Патогенез зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы. Сложная структура развития наблюдается и у детей с патологией зрительного анализатора, поскольку нарушения зрения сочетаются с другими формами аномального развития, в частности с нарушениями речи.

Публикация «Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах

Проблема коррекционно - образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Соматическое состояние современных детей ослаблено. 99% детского населения России, имеют какие – либо отклонения от нормы. Проблема снижения зрения в современном обществе очень выражена. Основной причиной послужила развитие телевиденья и всемирная компьютеризация. В настоящее время сузились границы остроты зрения : нормой принято считать остроту зрения в 0,9 – 0,8 единиц. По результатам последней всероссийской медицинской диспансеризации нарушение зрения занимает второе место. Основной контингент нашего дошкольного учреждения – дети с косоглазием и амблиопией, т. е. с нарушением бинокулярного зрения. У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушение зрительного восприятия в целом.

В процессе дошкольного обучения и воспитания с такими детьми организуется комплексная коррекционная работа, в которой немаловажное значение принадлежит роли учителя-логопеда. Следует отметить, что нарушения речи отмечается у 90 % таких детей.

Проанализировав литеру различных разделов (педагогики, психологии, анатомии, тифлопедагогики, логопедии) можно отметить несколько авторов, которые занимаются данной проблемой: Литвак Алексей Григорьевич, Волкова Лариса Степановна, Земцова М. И., Плаксина Л. И., Лапп Елена Александровна, Нападовская Валентина Леонидовна. В имеющихся методических разработках и рекомендациях отсутствует конкретность и системность работы с детьми данной категории. Это приводит меня к обобщению и систематизации имеющегося материала различных аспектов педагогики и психологии.

Содержание логопедической работы с нормально видящими детьми не всегда соответствует уровню зрительно-речевой патологии детей данной категории. Поэтому проблема речевого развития детей с нарушениями зрения остаётся актуальной и открытой, что и позволило мне сформулировать тему методической разработки : «Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, в условиях логопедического кабинета».

Целью моей работы является – определить особенности логопедической работы с детьми данной категории в условиях логопедического кабинета, а также обобщить и систематизировать опыт работы.

В соответствии с целью, можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить анатомо-физиологическую, педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме. Обозначить особенности организации обучения детей с амблиопией и косоглазием.

2. Обобщить и систематизировать опыт логопедической работы с детьми с нарушением зрения.

Работа проводилась в течение пяти лет с детьми, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие.

Особенности речевого развития детей с патологией зрения заключается в следующем:

- недостатки звукопроизношения;

- отставание в формировании речевых навыков;

- медленное накопление языковых средств;

- своеобразие соотнесения слова и образа;

- страдает формирование речедвигательных образов;

- речь маловыразительна;

- слабое использование неязыковых средств общения.

Работа проводится в три этапа:

- подготовительный (установление контакта с ребёнком, обследование речи ребёнка, составление плана работы, подбор необходимого дидактического и речевого материала)

- основной (развитие слухового и зрительного внимания, развитие подвижности артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, подготовка к обучению грамоте)

- заключительный (закрепление приобретё нных навыков правильной речи: в связных высказываниях, в самостоятельной речи, в общении с взрослыми и сверстниками)

Логопедическое воздействие имеет следующие направления:

- обучение

- воспитание

- коррекция нарушения речи

- компенсация

- адаптация

- профилактика речевых нарушений

В своей работе я провожу стандартные виды занятий: фронтальные, логоритмические, подгрупповые, индивидуальные. Основной акцент делаю на индивидуальные занятия так как, именно они дают большой эффект в работе. При составлении конспектов занятий мне приходится учитывать следующие специфические особенности :

- опора на сохранные функции ( использование и развитие компенсаторных возможностей других анализаторов: кожного, слухового и обонятельного)

- использование приёмов, направленных на развитие внимания, так как у таких детей недостаточно сформировано произвольное внимание

- чередую периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз

- учитываю зрительный диагноз, зрительную нагрузку и этап лечения

- контролирую дополнительное освещение в кабинете

- информацию располагаю на уровне глаз и на расстоянии 1,5 метра

- использую зрительные гимнастики

- использую подставки в работе с детьми, имеющими косоглазие

- размер и цвет дидактического материала соответствует зрительной нагрузке

- подбор пособий производится с учётом этапа лечения

Эффективность логопедического воздействия зависит от следующих факторов:

- степень выраженности дефекта

- возраст ребенка

- соматическое состояние ребенка

- особенности психики ребенка

- особенности эмоционально – волевой сферы

- влияние микросоциального окружения

- сроки начала логопедической работы и ее продолжительность

- возможность использовать комплексное воздействие

- профессионализм педагога

- связь со специалистами

Именно комплексное лечебно – восстановительное и коррекционно – педагогическое воздействие имеет более эффективный результат. Комплексное воздействие используется во всех видах деятельности. По этому у нас в саду проводится множество комплексных занятий. Моя взаимосвязь с воспитателями и педагогами прослеживается в следующем:

- музыкальный руководитель: разработка и проведение логоритмических занятий, подбор речевого материала к утренникам, разучивание стихов с детьми, проведение поэтических вечеров ( нами были проведены поэтические вечера по творчеству таких писателей как : Пушкин, Есенин, Барто, Чуковский и других)

- инструктор по физическому воспитанию: профилактика нарушений осанки и ортопедических нарушений, развитие координации движений, создание картотек физкультурных минуток, дыхательных гимнастик, подвижных игр со словом, картотека речетативов под движения. Двигательные игры и упражнения, игры направленные на ориентировку в пространстве мы используем согласно «Программе специальных образовательных учреждений 4 вида» под редакцией Плаксиной Л. И.

- дефектолог: единое планирование по лексическим темам, разработка комплексов зрительных гимнастик, подбор дидактического материала с учетом зрительной патологии, разработка занятий и длительность зрительной нагрузки (Григорян Л. А.) с учетом зрительного нарушения. В работе использую зрительные гимнастики таких авторов, как Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., Демирчоглян Г. Г. Но все зрительные гимнастики необходимо сопровождать художественным словом, подбор которого осуществляет логопед и дефектолог.

- психолог: учитывание психических особенностей детей, особенностей эмоционально – волевой сферы. Ведь детям со зрительной патологией свойственна гиперактивность, имеются расстройства в развитии внимания.

- преподаватель ИЗО: издание журнала «ЁЖ», газета «Первая проба пера» (составление рассказов на основе нарисованного или наоборот рисование на основе составленного рассказа). Так же на занятиях по изодеятельности происходит развитие представлений об окружающем, обогащение активного и пассивного словаря.

- врач офтальмолог: знакомство со зрительными диагнозами вновь поступивших детей, назначение зрительной нагрузку.

- воспитатели: консультации, тетради связи, мини педсоветы, Психолого Медико Педагогический Консилиум, оформление речевых уголков, анкетирование.

Ещё одним немаловажным условием успешной работы является тесное сотрудничество с семьёй.

- индивидуальные занятии в присутствии родителей

- консультации

- поэтические вечера

- день открытых дверей

- анкетирование

Хочется отметить, что комплексная коррекционно-педагогическая работа занимает существенное место во всей системе работы с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, в целях компенсации зрительной патологии и подготовки к обучению в школе.

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приёмами обучения, применения специальных средств наглядности.

Для эффективной организации коррекционно-логопедической работы я учитываю следующие аспекты:

- знание характерных отличий;

- имею представление о специфических особенностях развития ребёнка с нарушением зрения;

- свою работу строю с учётом принципов построения коррекционной помощи;

- а также учитываю различные степени тяжести нарушения зрения и речи.

Моя коррекционно-логопедическая работа носить целенаправленный характер и представлять собой следующую систему:

- полное комплексное обследование;

- планирование;

- собственно коррекционно-логопедическое воздействие;

- анализ результатов деятельности;

- взаимодействие с педагогами и с семьёй;

- оптимизация коррекционно-логопедической работы.

График своей работы и расписание занятий составляю в соответствии с требованиями «письма Министерства образования Российской Федерации», с требованиями режима дня для коррекционных групп, и в соответствии с сеткой занятий дошкольного учреждения.

В заключение хотелось отметить, что нарушения речи у данной категории детей своеобразны по выраженности симптоматике и структуре. Необходимо, чтобы содержание коррекционно – логопедической работы имело специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. Необходимо, чтобы речь стала мощным компенсаторным средством, так как она является показателем умственной деятельности. Чего я и добиваюсь в своей работе.

Публикации по теме:

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения Ориентировка в пространстве. «Игрушки пришли к нам в гости». Цель: Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению.

Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения Психическая функция -- Особенности психической функции--Механизмы нарушения психической функции Восприятие- Целостное отражение предметов,.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 9 августа 2018 в 10:30
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Дайнеко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД