Людмила Секерина
Специфика работы педагога с детьми раннего дошкольного возраста. Планирование режимных моментов в первой половине дня
▼ Скачать + Заказать документы
В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. В силу возраста ребенка способности не возникают сами по себе. Их становление требует участия взрослого и определенных педагогических воздействий. Получить их в семье ребенок может далеко не всегда. В этой связи воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях (яслях, где с ними занимаются педагоги, можно считать оправданным и целесообразным.
Публикация «Специфика работы педагога с детьми раннего дошкольного возраста, Планирование режимных моментов в первой половине дня» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Следует помнить,что к ребенку раннего возраста не применимы приёмы воспитания и обучения,рекомендованные для дошкольников : объяснения, инструкции, прямые указания взрослого не действуют, фронтальные занятия не достигают своей цели. Малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого. К детям раннего возраста необходим особый подход. Который должен отвечать их потребностям и возможностям и способствовать полноценному развитию.
Универсальный метод воспитания и обучения детей-игра. Такая игра требует непременного участия взрослого. Он передает детям необходимые правила и способы игровых действий и «заражает» интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий с другими, и приносит эмоциональное удовлетворение.
Цель режимных моментов : – укрепление здоровья, профилактика заболеваний, физическое и умственное развитие детей, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи режимных моментов : сохранять и укреплять здоровье детей; способствовать восстановлению детского организма; оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; способствовать повышению уровня навыков самообслуживания детей дошкольного возраста.
Организация режимных моментов должна быть направлеена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.
Исходя из этого, в режиме дня выделим следующие режимные моменты :
1. Утренний прием.
2. Утренняя гимнастика.
3. Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).
4. Организация непрерывной образовательной деятельности.
5. Организация прогулки.
6. Организация сна.
7. Уход домой.
В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т. п. Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Именно поэтому время, отведенное на сон, не входит в объем основной общеобразовательной программы. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка)
Планирование первой половины дня в разновозрастной младшей группе (от 2 до 4 лет)
Режимные моменты 7.00-8.20 Приём детей, самостоятельная деятельность, «Зрайверы»
Интеграция ОО
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие
Задачи, цели
Закрепление навыков здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени и отчеству,
повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания, обучения, укрепления здоровья детей.
Цель: приобщение родителей к участию в жизни детского сада, установление партнерских отношений
формирование навыков коммуникации со взрослым и сверстниками (доброжелательное отношения друг к другу, желание делиться игрушками)
развитие музыкального слуха детей, желания петь, развитие фантазии
оптимизация двигательной активности
Цель: создание хорошего настроения у детей.
Содержание деятельности
Приём детей -утренний фильтр, напоминание.
Взаимодействие с родителями (короткие беседы, объяснение, напоминание)
Общение воспитателя с детьми : индивидуальные беседы
Игра «Обезьянки» (показ, напоминание)
Задачи, цели :Формирование навыков КГН (закрепление умения самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании
одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду, вытираться своим полотенцем)
8.20-8.50 Подготовка к завтраку, завтрак
Интеграция ОО
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие
Содержание деятельности
Завтрак (объяснение, напоминание, показ, указание)
Задачи, цели : Совершенствование умений правильно держать ложку, пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой
по мере необходимости; формирование
КГН (полоскание рта после приема пищи)
8.50-9.00 Самостоятельная деятельность
Интеграция ОО Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Самостоятельный выбор игр в уголках по интересам (объяснение, напоминание)
Уборка игрушек, наведение порядка в групповой комнате (показ, поручения)
Задачи, цели
Формирование умений организовывать собственную деятельность;
Формирование навыков коммуникации со сверстниками -доброжелательное отношения друг к другу, желание делиться игрушками.
Формирование трудовых умений
9.00-10.00 Организованная детская деятельность, занятия с использованием здоровье формирующих технологий
Интеграция ОО
Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие
Ознакомление с предметным и социальным окружением Тема: Мебель. Д. И. «Раздели на группы»(мебель, овощи, одежда) См. О. В. Дыбина стр. 20-21
(учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки мебели- цвет, форма,величина, функции)
Учить детей группировать предметы мебели по по признакам.
Д. И. «Путешествие по групповой комнате» (объяснение, показ, указания) закрепление представления детей о том, какие в группе есть
предметы мебели, закреплять знание основных цветов, учить детей сопоставлять предметы с геометрическими фигурами.
Физкультура - по плану физиструктора
Самостоятельный выбор игр в уголках по интересам (объяснение, напоминание)Формирование умений организовывать собственную деятельность;
формирование навыков коммуникации со сверстниками (доброжелательное отношения друг к другу, желание делиться игрушками
Уборка игрушек, наведение порядка в групповой комнате (показ, поручения)
10.00-10.10 Второй завтрак
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Подготовка ко 2 завтраку (КГНнапоминание, показ, объяснение)
Формирование трудовых умений
Формирование навыков КГН -закрепление умения самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо,
не разбрызгивать воду, вытираться своим полотенцем.
Второй завтрак (напоминание)
совершенствование умений правильно пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости; формирование КГН
-полоскание рта после приема пищи.
10.10-11.50 Подготовка к прогулке, прогулка
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие;
Художественно-эстетическоеразвитие
Гигиенические процедуры (напоминание); самостоятельное одевание на прогулку (указание, напоминание, объяснение).
Совершенствование умения быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, з
акреплять умение пользоваться всеми видами застежек
Цель: учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей; закрепление знаний детей о различных цветах.
П. И. «К красному флажку беги» (напоминание, указания, замечания)
Цель: закрепление знаний детей о различных цветах;упражнять детей в беге в определённом направлении.
Наблюдение за солнцем :побуждение детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко, обратить внимание, что осенью солнце светит ярко,
но греет не так сильно как летом.
Цель: вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Пополнение словаря
прилагательными - яркое, лучистое, веселое.
Игры детей с песком, самостоятельные игры- конкурс рисунков на асфальте по теме «Овощи»(показ, объяснение)
формирование умения сотрудничать со сверстниками,
выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.
Индивидуальная работа (объяснение, показ, напоминание)- закрепление навыка работы с мячом -работа с часто болеющими детьми.
Уборка игрушек на место, наведение порядка на участке (объяснение, напоминание, замечания) формирование трудовых умений
11.50-12. 10 Возвращение с прогулки:
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие
Самостоятельное раздевание, наведение порядка в шкафчике.
Совершенствование умения быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности,
правильно и аккуратно размещать свои вещи в шкафу; пользоваться всеми видами застежек, учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
КГН (напоминание, показ, объяснение) : формирование навыков КГН-(учить ополаскивать мыло после его использования.
Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого. Учить проявлять аккуратность
12.10-12.50 Подготовка к обеду, обед
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие
Обед (объяснение, напоминание, показ, указание) :правильно держать ложку, пережевывать пищу с закрытым ртом;
пользоваться салфеткой по мере необходимости.
КГН (напоминание)-формирование КГН (полоскание рта после приема пищи)
12.50-15.00 Подготовка ко сну, оздоровительные процедуры, дневной сон
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Подготовка ко сну (напоминание, показ, указание, объяснение, замечания) кратковременное воздушное закаливание.
Совершенствование умения быстро раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно размещать свои вещи
(сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик).
Цель: учить выворачивать вещи налицо, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.
Музыкальное занятие - по плану музыкального работника.
Самостоятельный выбор игр в уголках по интересам (объяснение, напоминание)Формирование умений организовывать собственную деятельность;
формирование навыков коммуникации со сверстниками (доброжелательное отношения друг к другу, желание делиться игрушками
Уборка игрушек, наведение порядка в групповой комнате (показ, поручения)
10.00-10.10 Второй завтрак
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Подготовка ко 2 завтраку (КГНнапоминание, показ, объяснение)
Формирование трудовых умений
Формирование навыков КГН -закрепление умения самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо,
не разбрызгивать воду, вытираться своим полотенцем.
Второй завтрак (напоминание)
совершенствование умений правильно пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости; формирование КГН
-полоскание рта после приема пищи.
10.10-11.50 Подготовка к прогулке, прогулка
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие; Физическое развитие;
Художественно-эстетическоеразвитие
Гигиенические процедуры (напоминание); самостоятельное одевание на прогулку (указание, напоминание, объяснение).
Совершенствование умения быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, з
акреплять умение пользоваться всеми видами застежек
Цель: учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей; закрепление знаний детей о различных цветах.
П. И. «К красному флажку беги» (напоминание, указания, замечания)
Цель: закрепление знаний детей о различных цветах;упражнять детей в беге в определённом направлении.
Наблюдение за солнцем :побуждение детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко, обратить внимание, что осенью солнце светит ярко,
но греет не так сильно как летом.
Цель: вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Пополнение словаря
прилагательными - яркое, лучистое, веселое.
Игры детей с песком, самостоятельные игры- конкурс рисунков на асфальте по теме «Овощи»(показ, объяснение)
формирование умения сотрудничать со сверстниками,
выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.
Индивидуальная работа (объяснение, показ, напоминание)- закрепление навыка работы с мячом -работа с часто болеющими детьми.
Уборка игрушек на место, наведение порядка на участке (объяснение, напоминание, замечания) формирование трудовых умений
11.50-12. 10 Возвращение с прогулки:
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие; Речевое развитие
Самостоятельное раздевание, наведение порядка в шкафчике.
Совершенствование умения быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности,
правильно и аккуратно размещать свои вещи в шкафу; пользоваться всеми видами застежек, учить узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
КГН (напоминание, показ, объяснение) : формирование навыков КГН-(учить ополаскивать мыло после его использования.
Приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю с помощью взрослого. Учить проявлять аккуратность
12.10-12.50 Подготовка к обеду, обед
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Познавательное развитие
Обед (объяснение, напоминание, показ, указание) :правильно держать ложку, пережевывать пищу с закрытым ртом;
пользоваться салфеткой по мере необходимости.
КГН (напоминание)-формирование КГН (полоскание рта после приема пищи)
12.50-15.00 Подготовка ко сну, оздоровительные процедуры, дневной сон
Интеграция ОО Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие
Подготовка ко сну (напоминание, показ, указание, объяснение, замечания) кратковременное воздушное закаливание.
Совершенствование умения быстро раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно размещать свои вещи
(сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик).
Цель: учить выворачивать вещи налицо, вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.