Котова Ирина Сергеевна
Специфика работы социального педагога в доме ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях используются два понятия: сирота и социальный сирота. Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет у которых умерли родители. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, которые не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство и важная роль в реализации поставленных воспитательных задач падает на социального педагога. Все чаще «социальной сиротой» становится ребенок при живых родителях – это дети, от которых отказываются, бросают сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. В самом словосочетании «ребенок-сирота» скрыты и человеческое несчастье, и горечь за целое поколение, и серьезная проблема существования и выживания в современном жестоком мире «отказных» детей. По отношению к данной категории детей все чаще применяется термин «дети, лишенные попечения родителей».
Темочки:
Правила приёма в Дом ребёнка. Задачи и функции.
Дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижении четырехлетнего возраста - по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.
Задача и функции Дома ребенка.
• содержание детей на основе полного государственного обеспечения
• ;обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;
• создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
• обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;
• поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями, родственниками детей и иными гражданами.
В развитии детей-сирот важными функциями домов ребёнка всех типов детских домов кроме развития, образования и воспитания является – коррекция, реабилитация адаптация и социализация воспитанников.
Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в Доме ребёнка при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в Дом ребёнка.
Реабилитационная функция Дома ребёнка заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка воспитывающегося вне семьи в восстановлении с помощью средств «педагогической реабилитации» частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма личности ребенка отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей. Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении проблем его личностного развития путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с использованием прикладных медицинских знаний.
Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными педагогом учреждения, направлена на оказание детям помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. На первом этапе пребывания ребенка в детском Доме ребёнка для него наиболее значимы являются адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции.
Дом ребенка осуществляет следующие функции:
• прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;
• уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;
• организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;
• проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;
• организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20144);
• оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;
• диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;
• проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;
• реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
• проведение иммунопрофилактики детей;
• при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;
• направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;
• направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);
• взаимодействие с центрами реабилитации слуха в работе по направлению детей с нарушениями слуха (двусторонней сенсорной глухотой) в медицинские организации для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи - операции "кохлеарная имплантация";
• направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;
• осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;
• разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;
• организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
• ведение медицинской документации в установленном порядке;
• взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;
• установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;
• взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
• оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
• защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;
• повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.
Специфика работы социального педагога в Доме ребёнка.
В своей практике социальный педагог Дома ребёнка выполняет различные социальный роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между ребенком и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о ребенке. Одновременно социальный педагог – защитник интересов ребенка, защитник его прав.
Социальному педагогу отводится место судьи, который не должен судить, но должен что-то предпринимать для разрешения этих конфликтных ситуаций: «Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде ребенка». При этом социальный педагог в этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с ребёнком и его семьей.
Социальный педагог Дома ребёнка осуществляет :
• Сбор и анализ информации о воспитанниках;
• Диагностику микросреды;
• Прогноз дальнейшего развития и социализации воспитанника как личности;
• Профилактику и социальную терапию негативных явлений окружающей среды;
• Охранно-правовую защиту;
• Решает образовательно-воспитательные задачи;
• Составляет и ведет документацию;
• Работает с педагогическим коллективом.
Социальный педагог занимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используя специальные профессиональные методы и реализует следующие функции:
• Образовательно-воспитательную – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе;
• Диагностическую – ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности ребёнка, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
• Организаторскую – организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, в адаптации, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
• Прогностическую – участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микросоциума, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
• Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав воспитанника в обществе;
• Организационно-коммуникативную – способствует включению добровольных помощников, учащихся и студентов в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе по интересам воспитанников;
• Охранно-защитную – использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов детей, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия;
• Посредническую – осуществляет связи между семьей, учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.
Социальный педагог – ключевая фигура в Доме ребёнка, объединяющая усилия коллектива, семьи, общественности для оказания помощи и защиты своим воспитанникам.
Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в Доме ребёнка :
o Помощь семье в решении проблем, связанных со здоровьем, воспитанием, присмотром за ребенком;
o Помощь ребенку в устранении причин, негативного влияния на его адаптацию в Доме ребёнка;
o Привлечение учащихся, студентов, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, праздников и развлечений;
o Диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
o Индивидуальное и групповое консультирование родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и тому подобное;
o Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в воспитательно-воспитательной работе и определение мер по их преодолению;
o Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности Дома ребёнка;
o Пропаганда и разъяснения прав детей, родителей, педагогов;
o Решение практических вопросов обеспечения воспитательной работы в свободное время.
Работа социального педагога в Доме ребёнка разнообразна. Вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетнего воспитанника, обеспечению охраны жизни и здоровья ребенка, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Для успешного взаимодействия социальный педагог должен обладать следующими качествами: веселый характером, умение помочь, дружелюбием, вежливостью, справедливостью.
Деятельность социального педагога направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его жизненном пространстве.
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту : - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой- либо причине у него отсутствуют; - помочь ребенку адаптироваться в новой среде; - помочь воспитателю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и педагогам) понять друг друга.
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная, которые взаимосвязаны между собой. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Социально-педагогическая деятельность Особенностью деятельности социального педагога является то, что несовершеннолетние воспитанники не могут сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла, поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить социальный диагноз».
В работе социального педагога важна подлинная вера в то, что каждый ребёнок имеет право и в дальнейшем способен сам и с помощью родителей или замещающих родителей достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.
Формы устройства детей в условиях Дома ребёнка.
Право ребёнка иметь семью призвано в России неотъемлемой на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Утрата несовершеннолетними родительского попечения наступает в следующих случаях: смерть родителей; лишение родителей родительских прав; ограничение родителей в родительских правах; отобрание детей у родителей; длительная болезнь родителей; признание родителей умершими по суду; признание родителей судом недееспособными; признание родителей судом безвестно отсутствующими; длительное пребывание родителей в командировке (более шести месяцев); отбывание родителями срока наказания или нахождение под стражей в период следствия; оставление ребёнка на длительное время без присмотра взрослых; заявление от родителей о согласии на усыновление другими гражданами.
Существующие в Доме ребёнка формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные - (опека, усыновление); - возвращение в биологическую семью; - государственные (детские дома, школы-интернаты различного типа). Специфика психолого-педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.
Как бы хорошо ни было воспитанникам в Доме ребёнка, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба дома ребёнка ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из важных направлений деятельности социального педагога и заключается :
• в занесении воспитанников в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и своевременной коррекции информации о них;
• в консультировании потенциальных опекунов и усыновителей;
• в подготовке документации для процесса оформления опеки или усыновления.
Главной задачей Дома ребёнка является возвращения детей в семью после проведения медико-психолого-педагогической реабилитации. За период работы ОКУЗ СДР с 01.01.13г. по 31.12.2017 года в областное казенное учреждение здравоохранения «Областной специализированный Дом ребёнка» комитета здравоохранения Курской области поступил 451 ребенок, выбыл – 491 ребёнок, из них 184 ребёнка-инвалида.
Возвращено в биологическую семью – 224 детей из них 64 ребёнка-инвалида.
2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.
53 из них 9 инв. 39 из них 18 инв. 66 из них 18 инв. 30 из них 9 инв. 36 из них 10инв
Приоритетной формой устройства ребёнка на воспитание в замещающие семьи является – усыновление. За последние годы из Дома ребенка (с 2013 – по 2017 г.) было установлено усыновление над 34 детьми, из них 4 ребёнка- инвалида.
2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.
11 из них 1 инв. 10 из них 2 инв. 7 5 из них 1 инв. 1
Другой формой устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. В Доме ребёнка сложилась следующая статистика передачи детей под опеку. За эти годы переедено под опеку 185 детей из них 73 категории ребёнок-инвалид.
2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.
43 из них 9 инв. 44 из них 22 инв. 26 из них 13 инв. 32 из них 15 инв. 40 из них 14 инв
Государственная форма устройства детей, достигших предельного возраста нахождения в доме ребенка, после заключения ПМПК Курской области является перевод воспитанников в другие интернатные учреждения Курской области. Из Дома ребёнка в учреждения образования было переведено - 22 ребёнка из них 19 инвалидов :
2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017.
7 из них 7 инв. 3 из них 2 инв. 6 из них 4 инв. 4 из них 4 инв. 2из них 2инв.
В учреждения социальной защиты - 15 детей и все категории ребёнок-инвалид :
2013 год 2014 год 2015 год 2016г. 2017г.
4 из них 4 инв. - 9 из них 9 инв. 1 из них 1 инв. 1 из них 1 инв.
Ребенок - это личность с самого рождения, а детство - часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем. Лучшее для ребёнка – его любящая семья.
Общение между педагогами, социальными педагогами и воспитанниками Дома ребёнка имеет исключительное значение для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и особенно для ребёнка-сироты. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он овладевает различными социальными ролями. В Доме ребёнка знаковой фигурой для воспитанника является социальный педагог, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность социального педагога и отношения в Доме ребёнка в целом : все дети должны чувствовать себя, безусловно принятыми и любимыми всеми сотрудниками Дома ребёнка. Без такого отношения к ребенку его развитие будет существенно затруднено, так как вне рамок учреждения ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества являясь важным условием успешного развития детей-сирот, становится главной задачей социального педагога. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании, развитии, «способности работать не только на организационно-педагогическом, но и на психолого-педагогическом уровне». Деятельность, в процессе которой осуществляется принятие ребенком ценностей в Доме ребёнка, должна отличаться большим разнообразием, чтобы ребенок все процессе смог овладеть различными навыками, социальными ролями осознать и получить знания о социальных ценностях. Среда Дома ребёнка должна предоставлять ребенку комфортные условия, создать для него эмоционально- положительные условия, способствовать раскрытию его индивидуальных особенностей.
Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением близких родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами : медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам.
Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, сотрудничая со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, реализуя защиту прав и законных интересов воспитанников.
Основное направление в работе социального педагога – помочь ребёнку вернуться в свою семью или найти любящих его, неравнодушных людей, способных создать для него прекрасную семью. Все дети должны жить и воспитываться в семье!
Список литературы:
1. ФЗ № 159 от 21.12.96 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2012г. № 344н «Об утверждении Тирового положения о доме ребёнка».
3. Л. В. Мардахаев. Социальная педагогика. / Москва. 2005.
4. И. З. Гликман. Теория и методика воспитания. / Москва. 2002.
5. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М. : ИНФРА – М. 2001.
6. М. В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога. / Москва 2004.
7. Р. В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. / Москва 2001.
8. Т. А. Шишковец. Справочная книга социального педагога. / Москва 2005.
9. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме. - М. 2001.
10. Павленок. П. Д. Методлогия и теория социальной работы. /Москва. 2008.