Получи документы

Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта

Елена Барышева
Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные способности детей, прививается любовь и интерес к музыке, приобретаются первые навыки и умения коллективного исполнения музыкальных произведений.

Публикация «Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

Слово «музыка» греческого происхождения (буквально «искусство муз»). В искусствоведческой литературе под музыкой понимается вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты) [34, 730].

Природный и человеческий мир наполнены звуками. Система музыкальных звуков складывалась исторически. В нее вошли особые звуки: переработанные, построенные в определенной связи, располагающиеся в определенном порядке. По силе воздействия на людей музыка лидирует среди многих других искусств [12, 183].

Возможности музыки в сравнении с другими видами искусств специфичны. Ее образы не имеют конкретной изобразительности и достаточно абстрактны, отвлеченны. Музыка не изображает реальные предметы. В ней передается восприятие событий, характеров, судеб, предметов в обобщенном смысле. Она воплощает обобщенный образ эмоционального переживания мира в специфически музыкальной форме. Не случайно немецкий композитор Р. Шуман говорил, что там, где кончается слово, начинается музыка. Слова порой бессильны передать глубину человеческого духа и сердца. И только музыке оказывается доступен мир неизреченного, несказанного [30, 291].

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, особенно на ребенка, на его чувства и душевное состояние говорили во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка [15, 30].

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно – эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников.

Музыка выражает огромную гамму чувств, переживаний, состояний, окрашенных глубиной переживания автора – композитора, или народа. Музыка рисует в ярких образах окружающую действительность, быт людей, явления и объекты природы. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, называя музыку могучим средством эстетического воспитания, писал: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» (1, 192).

Через чувство музыка оказывает безусловное влияние на конкретные поступки, действия, на формирование мировоззрения и мироощущения школьников [75, 79].

В отличие от других искусств музыка, не прибегая к описаниям внешних проявлений разных процессов, создает свой «язык», прямо переводящий весь внутренний мир, все переживания на язык звуков. Музыка – это эмоции, волевые порывы и другие душевные движения, как бы вырванные из сердца, приобретшие «самостоятельное бытие» в форме гармоничного музыкального произведения, понятного каждому музыкально развитому человеку [63, 10].

Музыка начала свое существование как великий организатор поведения, движений человека. В музыке скрыт могучий стимулятор

человеческой деятельности: от простейших форм физического труда до

высших форм научного и художественного творчества [29, 102].

Содержание музыки составляют художественно – интонационные образы, то есть запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) результаты отражения, преобразования и эстетической оценки объективной реальности в сознании музыканта.

Главенствующую роль в содержании музыки играют «художественные эмоции» - отобранные в соответствии с возможностями и целями искусства, очищенные от случайных моментов и осмысленные эмоциональные состояния. Именно через них слушатель получает возможность эстетически «пережить» различные стороны действительности, отражение которой в музыке происходит посредством показа душевного мира человека [73, 40].

Из различных видов эмоций музыке более всего свойственно воплощать настроения – эмоциональные состояния человека, не направленные, в отличие от чувств, на какой-либо определенный предмет: веселье, грусть, бодрость, уныние, нежность, уверенность, тревогу и т. д. Многие из эмоций располагаются на противоположных «полюсах», обусловленных отношениями удовольствия и неудовольствия, различными степенями нервного возбуждения, различием напряжения и разрешения. Таковы, например, веселье и горе [53, 31].

Могущество музыки сказывается даже там, где другие виды искусства оказываются бессильными. Музыка способна уловить и запечатлеть особо тонкие изгибы и переходы эмоций [53, 36].

Широко отражает музыка также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности: задумчивость, решительность, энергичность, инертность, порывистость, сдержанность, упорство, безволие, серьезность, легкомыслие и т. п. Это позволяет музыке раскрыть не только психологические состояния людей, но и их характеры [77, 19].

Одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания является искусство музыкальное – особая форма общественного сознания, представляющая собой образное отражение жизни.

Огромное влияние на процесс эстетического восприятия оказывает музыкальное искусство.

Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с нарушениями интеллекта музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств, с целью преодоления негативных последствий основного дефекта и подготовки к самостоятельной жизни.

Задачи музыкального воспитания :

формировать знания о музыке;

корригировать отклонения интеллектуального развития;

совершенствовать певческие навыки;

развивать речевую активность;

развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого ребенка.

Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.

Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.

Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:

раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;

постоянное фиксирование внимания учащихся на их реальных успехах, достижениях;

использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.

Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.

Методы музыкального обучения

Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).

Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т. д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т. е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.

Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.

В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных, сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.

Игра у ребенка с нарушением интеллекта является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).

Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.

Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.

На уроках музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

хоровое и сольное пение;

игра на музыкальных инструментах;

слушание музыки;

музыкально-ритмические движения;

инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;

рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;

творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;

разгадывание кроссвордов, ребусов;

музыкальные викторины, конкурсы;

коммуникативные игры.

На уроках используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых – стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются :

• наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);

• зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);

• совместные действия ребенка с взрослым;

• подражание действиям взрослого;

• жестовая инструкция;

• собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание ребенка, развивая его художественную эмпатию. Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.

Школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру. Богатство и красота окружающего мира постепенно открывается ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира.

Школьник должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.

Приобщение детей к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.

В процессе занятий по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта у них развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности. При этом благодаря этой деятельности, у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания.

Разнообразные виды занятий развивают и корригируют воображение, память, внимание. У детей формируются индивидуальные творческие способности, которые педагог должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание. Школьник с нарушением интеллекта нуждается в эстетическом воспитании, более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

Публикации по теме:

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение.

Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста В семье, в детском саду – повсюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых и пользуется его результатами. И поначалу внимание детей привлекают.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Часть 1. Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Ритуал приветствия Приветствие сопровождается.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта с обоснованием выбора Ритуал приветствия Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: -Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей» Муниципальное дошкольное-образовательное учреждение «детский сад № 10» Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом.

Консультация для родителей «Возможности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста» Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста Актуальность применения синтеза искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Одной из главных задач дошкольного воспитания,.

Возможности игры в воспитании старших дошкольников Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Она привлекает детей, делает их жизнь радостной, веселой. Воспитатель предлагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 6 октября 2019 в 15:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Барышева (УИ 270936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД