Наталья Никитченко
Возможности игры в воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве. Она привлекает детей, делает их жизнь радостной, веселой. Воспитатель предлагает детям поиграть, обращаясь к ним со словами: «Ребята, сейчас будем играть. Кто с кем хочет играть?». И тут выясняется, что есть в детском коллективе ребята, с которыми все хотят играть, а есть такие, с которыми играть не хочет никто, есть дети, которые сами не могут вступить в отношения с другими, и есть те, кто просто не желает вступать ни в какие отношения.
Публикация «Возможности игры в воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
Не хотят играть с Витей Игнатьевым. Почему? Потому что он дерется. Потому что его постоянно ругает воспитатель… Потому, что он просто не умеет сговариваться с другими…
Все стремятся играть с Темой Жарковым. Почему? Артем – сильный физически, самостоятельный мальчик, он может подчинить других силой и умом. Если ему не подчиняются, он ищет другую группу, согласную принять его авторитет. Ребята соглашаются с ним играть, потому что он умеет придумать игру, он решителен, с ним интересно.
Интерес друг к другу, симпатии, дружеские связи – вот та основа, которая делает объединения детей более устойчивыми, создаёт большие возможности для формирования коллектива. Дети, выпадающие из коллективной деятельности, требуют особой поддержки со стороны взрослых. Задача воспитателя состоит в том, чтобы включить их в общую игру, труд, развлечения. Для этого он должен разносторонне оценивать каждого ребенка, знать его сильные и слабые стороны.
В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра в дошкольном детстве – основной путь познания мира, действительности. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовольствия, удовлетворения нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию, разрушается и игра. Игра – вид деятельности, который никогда не может строиться на принуждении. В этом отличие игры от других видов деятельности.
Большое воспитательное значение игре придавал Макаренко. Неиграющий коллектив никогда не будет коллективом, утверждал он. В коллективных играх выявляются и формируются дети-организаторы, дети-вожаки. Играющие учатся подчиняться определенным правилам, нормам.
При организации игр педагогу важно помочь детям установить правильные взаимоотношения, стремиться к справедливому решению споров, показать детям пути справедливого решения возникающих вопросов. Наблюдая за игрой детей, воспитатель сможет составить мнение о тех представлениях, которые складываются у детей по поводу различных явлений, отношений между людьми. Например, наблюдая за игрой в дочки-матери, он сможет без труда угадать обстановку жизни в семье, взаимоотношения в ней. Играя в детский сад, дети очень хорошо передают стиль работы воспитателя, его отношение к детям, что может помочь педагогу критически отнестись к себе, посмотреть на себя со стороны глазами воспитанников.