Наталья Сидорова Бондарева
Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 1. Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта
Ритуал приветствия
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
-Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).
Здравствуй, солнце золотое! (Руками над головой описать большой круг).
Здравствуй, свежий ветерок! (Руки в стороны).
Здравствуй, маленький цветок! (Плавно опустить руки на ковер).
Здравствуй, милый мой дружок! (Педагог пожимает руку каждому ребенку).
Публикация «Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Игровое упражнение «Иди ко мне»
Цель: формирование эмоционального контакта с воспитателем.
Ход игры : Воспитатель отходит от детей на несколько шагов и манит к себе одного ребёнка, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой (я) хороший (ая).» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой (ая) ко мне хороший (ая) (имя ребёнка) пришёл (пришла).» Игра повторяется с другим ребёнком. [4]
Игровое упражнение «Пришёл Петрушка»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам.
Оборудование: Петрушка, погремушки.
Ход игры : Воспитатель приносит Петрушку, рассматривая его и привлекая к нему внимание детей, проговаривая:
-Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл?
Это Петрушка к нам в гости зашёл!
Вы посмотрите, какой яркий наряд! (показывает на одежду)
С вами Петрушка играть очень рад!
Петрушка гремит погремушкой, потом раздаё т погремушки всем детям и говорит:
- Я не знаю, как играть?
Кто мне сможет подсказать?
Вы, ребята, подскажите,
Играть в это (показывает на погремушку) научите!
Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками и радуются.
Часть 2. Обоснование выбора методов и приёмов организации и проведения игры на общение, установление психологического контакта с детьми с нарушениями интеллекта; с указанием, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности
Установление психологического контакта – важный компонент социально-коммуникативного развития. Если говорить о детях с нарушениями интеллекта, то для них это важно во много раз сильнее. Из-за различных трудностей (в том числе – речи, таким детям сложно установить контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому педагогу очень важно создать условия, способствующие установлению контакта, а также создать условия для поддержания состояния психологического комфорта каждого ребёнка, сформировать чувство доверия к окружающим. Педагогу необходимо выделить каждого ребёнка из группы детей и использовать сугубо индивидуальные формы взаимодействия взрослого с ребёнком. Также необходимо уметь применять различные виды деятельности с включением двигательного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций и голосового модулирования. Для этого хорошо подходят потешки, прибаутки, дидактические игры, упражнения. При этом необходимо использовать различные виды тактильного контакта (обнимания, поглаживания, похлопывание по спине) в сочетании с ласковым произнесением имени ребёнка и зрительным контактом. [7]
Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребёнка с нарушениями интеллекта обучение общению представляет большую значимость. С такими детьми нужно всё время общаться, развивая наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.
Всё это поможет в формировании первоначальных представлений о себе, что будет способствовать появлению адекватных форм взаимодействия ребёнка с близкими и со сверстниками.
Ритуал приветствия. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. В данном случае рассматриваем рефлексию в начале занятия на установление положительных эмоций и хорошего настроения. Дети садятся на ковре вместе с воспитателем, желательно в круг. Дети, глядя на педагога, будут подражать его движениям рук, а со временем, повторять, проговаривать слова приветствия. Особой подготовки педагогу не требуется.
Игровое упражнение «Иди ко мне» помогает в формировании эмоционального контакта с воспитателем. В ходе игры используются вышеописанные методы установления контакта. Подготовка педагога в этой игре состоит в том, чтобы наиболее точно определить особенность каждого ребёнка и его эмоциональную готовность к отклику на призыв подойти. Кроме того, необходимо правильно определить и занять пространственную дистанцию для комфортного установления первоначального контакта (в период адаптации). Стоит учесть, что ребёнка могут спугнуть громкий голос, резкие движения, пристальный взгляд, излишняя активность, настойчивость и суетливость взрослого. В ходе этой игры можно использовать маленькие комплименты («Какое у тебя красивое платье!», «Какая у тебя яркая рубашка!» и т. д.).
Игровое упражнение «Пришёл Петрушка» помогает формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам. В упражнении использован «предмет-контактёр», что способствует эффективному установлению эмоционального контакта. Педагог должен подготовить необходимые атрибуты (Петрушку и погремушки, а в ходе игры используется позиция «равного партнёра», где «предмет-контактёр» просит детей научить его играть погремушкой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова;
2. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для СПО/ Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 176с. – ( Серия: Профессиональное образование);
3. Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая школа, 1996. - 80 с. ;
4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил. ;
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Просвещение, Владос, 1995.;
6. Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах». - МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», 2017.;
7. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Методические рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». – М. : Изд. «Просвещение», 2005.