Лучший педагог года

Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Николаевна Пилюшенкова
Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В семье, в детском саду – повсюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых и пользуется его результатами. И поначалу внимание детей привлекают лишь некоторые моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизма, машин.

Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых происходит в ближайшем окружении, а затем за пределами него и позволяет сформировать у них представление о значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду и его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям о том, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, аккуратно, доводит дело до конца, хорошо трудится, заботится об окружающих). Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, воспитатель воспитывает у них бережное отношение к результатам труда. Знания у детей о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.

Публикация «Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития ребенка является становление творческой личности. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым.

Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

На наш взгляд всю глубину и яркость представлений о человеке труда дети получают во время художественно-игровой деятельности.

Рассмотрим определение художественно-игровой деятельности, опираясь на разных авторов:

В. П. Большаков отмечает, что понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное восприятие явлений действительности, произведений искусства и собственно результаты художественной деятельности (художественные ценности). Согласно И. А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Т. Г. Казакова утверждает, что художественная деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как, мышление, воображение, память, восприятие, внимание. Она развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью, глубиной.

В свою очередь Т. С. Комарова определяет художественную деятельность дошкольников как создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка, передвижная аппликация). Нам близка позиция Т. С. Комаровой, которая подчеркивает, что именно субъективная новизна составляет результат художественной деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, однако субъективная ценность его значительна. Специфической особенностью художественной деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования художественных способностей.

Художественная деятельность всегда имеет продуктивный характер, т. е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В игре формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Воспитанию трудолюбия способствуют такие нравственные качества, как старательность, аккуратность, бережность, ответственность, самостоятельность. Во время игровой деятельности дети в непринужденной обстановке получают информацию о семейных ролях, о труде взрослых, о понимании ценности труда, о взаимоотношениях в обществе. Знакомятся с окружающим миром, тем самым формируется картина мира, приобретаются и закрепляются культурные практики взаимоотношения, деятельности, поведения. Игровая деятельность также как и художественная является эффективным средством становления личности детей периода детства.

Процесс формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста состоит в знакомстве с предметным миром и трудовой деятельностью взрослых, организации игр и их руководством, в расширении сферы общественного полезного труда.

Специфической особенностью художественно-игровой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественно-игровой деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, проявляет старательность, настойчивость, ответственность за начатое дело. Художественно-игровая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т. е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об изученной профессии и выражают свое отношение к ней, учатся видеть значимость этой профессии, пытаются подражать человеку трудящемуся, тем самым проявляют уважение к человеку трудолюбивому, бережное отношение предметам. Использование художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста создает условия, способствующие формированию знаний о труде, развитию мотивации к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности.

Публикации по теме:

К вопросу о формировании представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Формирование культуры поведения – одна из сложных и не менее важных проблем, которая рассматривается современным обществом. Узнать, насколько.

Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Консультация для родителей по теме: «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт.

Из опыта работы «Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста» В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше ста-новится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом.

Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест-игра «Путешествие на Север» Конспект игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Квест-игра «Путешествие на Север»..

Консультация для родителей «Возможности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста» Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила.

Проект инновационной деятельности «Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На 2018-2023 гг. МАДОУ Детский сад № 95 Нижний Новгород По теме: «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ.

Роль изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Формирование гармоничной личности – непреходящая проблема педагогики. Истоки проблемы уходят далеко вглубь истории, но актуальность ее не.

Консультация «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Актуальность темы обусловлена государственной и социальной необходимостью воспитания достойного, полноценного члена современного общества,.

Особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Экспериментальная деятельность – поддерживаем инициативу и творчество, формируем познавательные интересы у детей дошкольного возраста Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2019 в 15:13
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Пилюшенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД