Наталья Николаевна Пилюшенкова
Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В семье, в детском саду – повсюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых и пользуется его результатами. И поначалу внимание детей привлекают лишь некоторые моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизма, машин.
Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых происходит в ближайшем окружении, а затем за пределами него и позволяет сформировать у них представление о значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду и его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям о том, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, аккуратно, доводит дело до конца, хорошо трудится, заботится об окружающих). Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, воспитатель воспитывает у них бережное отношение к результатам труда. Знания у детей о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.
Публикация «Возможности художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов развития ребенка является становление творческой личности. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым.
Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.
На наш взгляд всю глубину и яркость представлений о человеке труда дети получают во время художественно-игровой деятельности.
Рассмотрим определение художественно-игровой деятельности, опираясь на разных авторов:
В. П. Большаков отмечает, что понятие «художественная деятельность» включает в себя художественное восприятие явлений действительности, произведений искусства и собственно результаты художественной деятельности (художественные ценности). Согласно И. А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Т. Г. Казакова утверждает, что художественная деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как, мышление, воображение, память, восприятие, внимание. Она развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью, глубиной.
В свою очередь Т. С. Комарова определяет художественную деятельность дошкольников как создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка, передвижная аппликация). Нам близка позиция Т. С. Комаровой, которая подчеркивает, что именно субъективная новизна составляет результат художественной деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, однако субъективная ценность его значительна. Специфической особенностью художественной деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования художественных способностей.
Художественная деятельность всегда имеет продуктивный характер, т. е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В игре формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Воспитанию трудолюбия способствуют такие нравственные качества, как старательность, аккуратность, бережность, ответственность, самостоятельность. Во время игровой деятельности дети в непринужденной обстановке получают информацию о семейных ролях, о труде взрослых, о понимании ценности труда, о взаимоотношениях в обществе. Знакомятся с окружающим миром, тем самым формируется картина мира, приобретаются и закрепляются культурные практики взаимоотношения, деятельности, поведения. Игровая деятельность также как и художественная является эффективным средством становления личности детей периода детства.
Процесс формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста состоит в знакомстве с предметным миром и трудовой деятельностью взрослых, организации игр и их руководством, в расширении сферы общественного полезного труда.
Специфической особенностью художественно-игровой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественно-игровой деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, проявляет старательность, настойчивость, ответственность за начатое дело. Художественно-игровая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т. е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом. В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об изученной профессии и выражают свое отношение к ней, учатся видеть значимость этой профессии, пытаются подражать человеку трудящемуся, тем самым проявляют уважение к человеку трудолюбивому, бережное отношение предметам. Использование художественно-игровой деятельности в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста создает условия, способствующие формированию знаний о труде, развитию мотивации к труду, воспитанию ответственности и самостоятельности.