Наталья Сидорова Бондарева
Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам знания, умения, определённые навыки, воспитать у них положительные личностные качества – честность, доброжелательность к окружающему миру, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты, подготавливая их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Важно и необходимо всестороннее развитие детей: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое. Все эти задачи решаются комплексно.
Публикация «Консультация „Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Для успешной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, педагогу важны знания и владения методикой обучения, умение установить контакт с воспитанниками, владение сведениями о возрастной психологии, а также знания об особенностях детей, посещающих образовательное учреждение. [1]
Нарушение интеллекта – это форма умственной отсталости, олигофрения (от греч. Olygos – малый, phren – ум, то есть особая форма психического недоразвития. [2]
Согласно терминологии в специальной психологии понятие «умственная отсталость» понимается как стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, наследуемого или приобретённого на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). [3]
Нарушение высших психических функций является характерной особенностью при умственной отсталости и выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, также страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
Для умственно отсталых детей характерна ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей, мотивов. Значительно снижена активность всей деятельности. Итогом служит трудность формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил определения:
1. Дебильность – относительно лёгкая, неглубокая умственная отсталость;
2. Имбецильность – глубокая умственная отсталость;
3. Идиотия – наиболее тяжёлая, глубокая умственная отсталость. [1]
Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст также, как и для здоровых детей, проходит в активном развитии, но оно строится на дефективной основе. У таких детей снижен познавательный интерес, перцептивные действия примитивны; наблюдается задержка в формировании сенсорных эталонов, целости восприятия. Задержка речевой функции отмечается у большинства детей с нарушениями интеллекта. Дефекты произношения сохраняются очень длительное время либо остаются на всю жизнь. Ориентировка фактически отсутствует. Резко снижен объём внимания и кратковременной памяти ребёнка. Не формируются предпосылки учебной деятельности. Довольно часто встречаются двигательные нарушения, касающиеся быстроты, точности, ловкости и выразительности движений. Изменения в физическом состоянии таких детей различны в зависимости от степени тяжести нарушения интеллекта. Например, при болезни Дауна дети, в основном, малого роста с несоразмерностью телосложения. [1]
Таким образом, дошкольный возраст для детей с нарушениями интеллекта оказывается самым началом развития перцептивного действия. Развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны чаще всего оказываются нестойкими. Продуктивная деятельность у таких детей вне обучения, как правило, не возникает. Социально-коммуникативные навыки общения со взрослыми и со сверстниками у детей с нарушениями интеллекта складываются совсем иначе, чем в норме. Непонимание ситуации, отражаемой в игре, трудности речевого развития ведут к тому, что такие дети в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, изгоями в образовательном учреждении. Но при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей. Таким образом, умственную отсталость можно рассматривать не как явление необратимое, а как нарушение интеллекта, способное поддаваться коррекции.
Если рассматривать характеристику более полно, то можно разделить её на пять основных функций развития:
Речевое развитие: В зависимости от степени тяжести интеллектуального нарушения, развитие речи запаздывает, проявляется глубокое недоразвитие. У многих детей речь не формируется вовсе. Из-за недоразвития фонематического слуха они не способны различать разницу между правильным и неправильным произношением звуков. Детям трудно выражать свои мысли, поэтому речевая активность, как и потребность, снижена. В речи отсутствует логика, ясность, выразительность. В большинстве случаев имеются грубые аномалии периферического артикуляторного аппарата. Большинство детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями понимают чужую речь ограниченно.
Социально-коммуникативное развитие: Из-за трудности выражать свои мысли, затрудняется речевое общение и процесс обучения. Проявляется незрелость интересов, слабость речевых контактов, снижение интереса к окружающему миру. Интеллектуальная недостаточность затрудняет понимание и адекватное оценивание любых жизненных ситуаций. Дети чаще всего нелюбознательны, отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками. Часто такие дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта недружелюбны, а из-за дефицита общения всё больше развиваются отклонения в психическом развитии, что сказывается на поведении (агрессивность, неадекватность).
Художественно-эстетическое развитие: У детей с нарушениями интеллекта практически отсутствуют эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовлетворение, отсутствует восприятие и понимание красивого в природе, повседневной жизни; отсутствуют навыки элементарных творческих способностей.
Физическое развитие: Моторная неловкость, снижена двигательная память, недоразвитие двигательной сферы (нарушение координации, точности и темпа произвольных движений, общая напряжённость, затруднения в переключении движений (быстрой смене поз и действий). При отсталости тормозного типа – бедность и однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. При преобладании процесса возбуждения – повышенная подвижность беспорядочного характера. Затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.
Познавательное развитие: Нарушено внимание (малоустойчиво или не привлекается вовсе, активное внимание может отсутствовать, детям трудно сосредоточиться, их внимание трудно привлечь. Часто встречаются аномалии развития органов чувств, имеются функциональные расстройства анализаторов. Восприятие поверхностное, неумение анализировать, систематизировать и сравнивать. Недоразвитие фонематического слуха, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления, затруднённость общений. Недостатки мышления заметно проявляются при обучении грамоте и счёту. Сенсорное недоразвитие; замедленность и фрагментарность; нарушение зрительного и слухового восприятия. Познавательная деятельность нарушена или вовсе отсутствует. Объём памяти очень мал. Страдает как логическая, так и механическая память. Нарушено произвольное запоминание. [6]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова;
2. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для СПО/ Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 176с. – ( Серия: Профессиональное образование);
3. Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая школа, 1996. - 80 с. ;
4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил. ;
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Просвещение, Владос, 1995.;
6. Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах». - МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», 2017.;
7. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Методические рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». – М. : Изд. «Просвещение», 2005.