Лучший педагог года

Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников

Светлана Гурченкова
Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Публикация «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственно-эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству

Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и. т. д.)

Особую роль в этом процессе играет художественное слово, а лучше всего сказка,именно сказка вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка - память сердце. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам - нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека. Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, я стремлюсь, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Начальная диагностика нравственно –эстетических качеств личности дошкольников. Я выделила несколько критериев, по которым можно было определить уровень формирования нравственных качеств детей :

-Эмоциональный критерий (степень понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний);

-Когнитивный критерий (нравственные качества, объяснение поступков, соотношение поступка с качеством)

В ходе мониторинга выяснилось, что большинство детей испытывают трудности в задании по сюжетным картинкам на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Так же дети затрудняются с ответами, иногда правильно оценивают поступки героев, но не дают никаких объяснений.

Многие русские и советские ученые-педагоги (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, К. И. Чуковский, Н. С. Карпинская) и современные ученые и представители педагогической общественности (Ю. А. Азаров, Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арновская-Дубовис, Л. П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Т. С. Комарова, Т. В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, Н. В. Шелгунов и другие.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании нравственно-эстетического воспитания в личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов.

Многие исследователи предлагали различные средства нравственно-эстетического развития. Одним из них является художественная литература, в особенности русская народная сказка, на ценности которой указывал К. Д. Ушинский.

Я считаю, что приобщение к русским народным сказкам способствует развитию нравственно-эстетических чувств детей. Так как любой язык закрепляет уровень нравственно-эстетического развития общества и, усваивая язык, дошкольник приобщается к нравственной культуре своих предков.

Народные сказки были предметом исследования многих известных ученых-фольклористов (В. П. Аникин, А. Н. Афанасьев, Т. В. Зуева, Е. Мелетинский, Э. В. Померанцева, Ю. М. Соколов, В. И. Чичеров и другие.). Они высоко ценили русские народные сказки за богатство идейного содержания, их познавательно-дидактическую сущность и неизменную художественную выразительность.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако работ, раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста с использованием народных сказок, явно недостаточно.

Это позволяет мне сделать вывод о том, что в практике использования сказок в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию народных сказок в формировании нравственно-эстетических качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования народных сказок в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.

Так как результаты диагностики показали низкие результаты, нужна систематическая целенаправленная работа в этом направлении.

Основываясь на работу Фесюковой в ее издании «Воспитание книгой»

Я определила цель данной работы – изучение сказок как средство нравственно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Поставленная цель решается с помощью следующих задач:

1. Рассмотреть сказку как один из основных факторов нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Выявить её роль и значение для воспитания личности ребёнка.

2. Изучить уровень сформированности нравственно-эстетических качеств детей.

3. Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

4. Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми и их родителями.

Мною была разработана технология работы с русской народной сказкой. Она включала:

1 этап. Подбор русских народных сказок.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Работая в пед. мастерской я подобрала сказки для работы с детьми на год по средней- подготовительной групп, разработала цикл занятий по художественной литературе.

2 этап. Преподнесение русской народной сказки.

Педагоги предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком, усиления эмоционального воздействия на него. Это выражается в интонации, мимике, жестах воспитателя при чтении сказки.

3 этап. Осмысление русской народной сказки, которое включает в себя беседу по содержанию сказки (работа над пониманием жанровых особенностей сказки, работа над характеристикой персонажей, взятие роли, вхождение в образ героев сказки, действия от лица персонажа, моделирование сказки, соединение сказок, когда герой с присущими ему нравственными качествами из одной сказки переносится в другую.

Для эстетического и нравственного воспитания дошкольников я использовала разнообразные формы работы со сказкой. К ним относятся инсценирование сказок, иллюстрирование сказок чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Драматизируя сказку, ребенок пользовался языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становилось его собственным достоянием.

Также я предлагала детям узнать новую сказку у бабушки, дедушки или у родителей, а затем рассказать ее остальным детям в группе.

Мною была проведена викторина под девизом «Сказки водят хоровод».

Успех работы, эмоциональное отношение детей к сказке позволил обогатить технологию еще одним элементом – сочинение сказок с детьми.

Были проведены занятия по изобразительной деятельности на тему «Русские народные сказки», на которых дети изображали знакомые им сказки.

Вместе с детьми мы изготовили коллективные коллажи по сказкам, пальчиковые и настольные куклы для театров.

Были изготовлены лэпбуки «Мои любимые сказки», «Русские народные сказки», которые помогают в работе с детьми.

В своей работе над сказкой я применяла моделирование сказки. Используя модель сказки, я пришли к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.

Вместе с детьми и родителями мы занимались проектной деятельностью. Мною были разработаны творческие проекты: «Русские народные сказки», «Мир сказок Г. Х. Андерсена».Была проведена большая и интересная работа. Также по мотивам сказок Г. Х. Андерсена был поставлен новогодний праздник и детско-родительский праздник. Родители принимают активное участие во всех мероприятиях, выставках совместных с детьми работ.

Как было отмечено раннее, что сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Все это мы стали наблюдать у детей. Дети стали использовать в речи слова, которые характеризуют поступки детей: «Илюша, ты должен быть красивым, привлекательным, обаятельным, восхитительным, как тот принц. И тогда станешь им»

Итоговая диагностика проказала высокие результаты.

Таким образом, русская народная сказка оказывает положительное влияние на нравственно-эстетическое развитие дошкольников, приучает их ориентироваться на нравственные и эстетические идеалы, находить в современной действительности их аналоги и выражать их в собственной речи.

Заключение

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.

Роль детских сказок не ограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.

Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей» Муниципальное дошкольное-образовательное учреждение «детский сад № 10» Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом.

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка» «Отец и мать — величайшие авторитеты для.

Отчет по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группеОтчет по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе Моя тема по самообразованию «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников. Актуальность В настоящее время мы все чаще наблюдаем.

Презентация к мастер-классу «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль экологической сказки в воспитании дошкольников» МКДОУ «Детский сад «Харада» Мастер класс для педагогов.

Презентация на тему «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в детском доме» В видео показан опыт работы музыкального руководителя Государственного Дошкольного Образовательного Учреждения "Донецкий детский дом №1.

Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании Консультация для воспитателей. Тема. Роль детской книги в нравственно-патриотическом воспитании детей. Часто мы говорим: «Книга — это открытие.

Роль книги в нравственно — патриотическом воспитании детей Консультация для родителей: "Роль книги в нравственно – патриотическом воспитании детей " Подготовила и провела воспитатель Аминова З. Т.

Консультация «Роль сказки в воспитании ребенка» Роль сказки в жизни ребенка имеет большое воспитательное значение. Язык сказки понятен ребенку, позволяет объяснить и понять ребенку разницу.

Сказки и их роль в воспитании детей «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует.

План работы по самообразованию на по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Индивидуальный план методической работы. План по самообразованию. Зинина Т. В. МБДОУ № 4 Образование –средне -специальное План работы по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 августа 2019 в 13:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гурченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД