Елена Трухачева
Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность применения синтеза искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач дошкольного воспитания, на современном этапе, является создание условий для эстетического развития ребёнка, насыщение жизни ребёнка искусством, введение его в мир музыки, живописи, литературы, танца, театра, т. е. расширение его кругозора. Искусство несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Оно способствует познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, музыке, литературе. Поэтому сейчас одной из наиболее актуальных является проблема синтеза различных видов искусства и её влияние на всестороннее развитие ребёнка. Синтез искусств обусловливает их взаимообогащение, усиливает познавательные и воспитательные возможности искусства, способствует обогащению общего и художественного развития дошкольников, развитию их художественного восприятия и творчества.
Публикация «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимость взаимоувязанного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании определяется так же тем, что применительно ко всем видам художественно-творческой деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования творческих способностей детей.
К этим процессам относятся:
1) Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями. На базе образов восприятия, как известно, формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетически окрашены.
2) Наглядно-образное мышление, опирающиеся на зрительные представления.
3) Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность.
4) Эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического воспитания, необходимое для успешного осуществления деятельности. Возникает оно тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми.
Мнения учёных о эффективности применения синтеза искусств в эстетическом воспитании дошкольников.
Многолетними исследованиями ученых установлено, что взаимодействие красок и звуков, музыки, живописи, поэзии существует издавна как в природе, так и в искусстве.
Из истории мы знаем, что еще Аристотель писал о том, что «цвета по красоте и гармонии» могут «соотноситься» между собой «подобно музыкальным созвучиям», что уже в Древней Индии семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия — с определённой графической формой.
А в XIX в. появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром — импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, «мозаичными штрихами» (Т. Г. Рубан) чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов существовала та же фиксация неуловимых настроений «туманные переливчатые звучания» (В. Г. Каратыгин, красочных звуковых пятен, чистые тембры. Музыкальные пейзажи Клода Дебюсси — блестящие примеры импрессионистской звукописи («Море», «Лунный свет» и др.).
Рубеж XIX — XX вв. отмечен также поисками Рихарда Вагнера, Александра Николаевича Скрябина, который ввёл понятие «светомузыка».
Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, художник Василий Васильевич Кандинский соотносил с определё нным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели.
Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский — Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом» (Т. Г. Рубан, каждая тональность представлялась им окрашенной в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, тональность до-мажор у Н. А. Римского-Корсакова имела белый цвет; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — серо-синеватый, сумрачный. Исследователи отмечают, что взаимосвязь музыки и живописи не ограничивается лишь областью колорита, тембра. Ж. -Ж. Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи; Б. В. Асафьев «душу музыки» видел в мелодии, «душу живописи» — в рисунке.
По мнению разных авторов, ритм также является основой не только музыки и поэзии, но и неотъемлемым компонентом живописи и архитектуры. И. И. Иоффе считает родственными ритмы стройных, восходящих линий в живописи, архитектуре и восходящих голосов в музыке.
Также исследователи в своих работах подчеркивают, что существует взаимосвязь между слуховым и зрительным восприятием музыки и изобразительного искусства. Учеными доказано, что музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать, как пишет Т. Г. Рубан — «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.).
В настоящее время исследователи выделяют два аспекта, два подхода к синтезу искусств : а) дифференцированный подход — «предметные циклы» занятий искусством, различными художественными деятельностями;
б) интегрированный подход — где происходит синтез, взаимодействие разных искусств, разных видов детского художественного творчества.
Применения синтеза искусств в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Для формирования основ музыкальной культуры детей необходимо правильно выбирать музыкальный репертуар, и эффективно применять его не только на музыкальных занятиях, праздниках, досугах и развлечениях, но и в повседневной жизни детей.
Музыка современных композиторов наполнена оптимизмом и жизнерадостностью, она понятна детям и вызывает положительные эмоции при её прослушивании и исполнении. Но важно помнить, что при выборе современных песен надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее возрастным особенностям детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития.
Помимо «детской» музыки очень важно слушать фрагменты классической музыки разного времени.
Многие композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений классики необходимо уже в раннем возрасте шире использовать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, С. Майкапара, Р. Шумана, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Э. Грига.
Применение синтеза искусств на музыкальном занятии, требует создания проблемной ситуации, в процессе решения, которой дети самостоятельно отвечают на вопросы, выбирают способы деятельности.
Варианты применения различных видов искусств на музыкальном занятии:
1. Прочтение стихотворений – может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после определения её характера. Например, после прослушивания пьесы С. Майкапара «Весною», будет уместно прочтение стихотворения Васлия Андреевича Жуковского «Весеннее чувство».
Лёгкий, лёгкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелётная весна?
Я смотрю на небеса… облака, летят, сияют
И, сияя, улетают
За далёкие леса.
2. Показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению используемой музыке – лучше использовать после прослушивания музыки, что бы не направлять восприятие по заранее обусловленному руслу. Можно усложнить задачу, предложить выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке. Например при прослушивании песни «Падают листья», М. Красева можно предложить выбрать соответствующую по настроению картину «Золотая осень» И. Левитана или «Поздняя осень», Марии Константиновны Башкирцевой.
3. Изобразительное творчество – иногда детям предлагается выполнить рисунок, передав своё восприятие музыки. Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те цвета, которые соответствовали бы характеру музыки. Необходимо развивать представления детей о выразительности цвета, обсуждать с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему. Большое значение детскому рисунку придаёт Л. С. Выготский, он считает, что ребёнок к рисованию обращается не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность «легко выразить то, что им владеет». Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка — это его рассказ «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина). Например при прослушивании пьесы «Колдун» Г. Свиридова, можно попросить изобразить колдуна. Такое же задание можно предложить и при прослушивании пьес о времени года, или других сказочных существах.
4. Танцевальное творчество – предполагает передачу настроения музыки через образные и танцевальные движения, и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребёнка. Например, при прослушивании пьесы «Новая кукла», П. Чайковского, можно предложить ребёнку взять любимую игрушку и потанцевать с ней по музыку. Такое же задание можно попросить выполнить и при прослушивании пьесы «Танец эльфов», Э. Грига.
5. Музицирование – применяется в виде оркестровки, выборе выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. Для младших дошкольников можно предложить подыграть на треугольники при прослушивании песни «Дождик», В. Фере. Детям старшего возраста, можно предложить отметить контрастные части в «Польке» Иоганна Штрауса с помощью треугольников и бубнов.
Заключение.
Итак, анализ литературы, по проблеме влияния синтеза на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, позволяет сделать вывод, что это направление является одним из ведущих в области эстетического воспитания ребёнка на современном этапе. Каждый исследователь подчеркивает в своих работах идею о том, что синтез, объединение, интеграция намного эффективнее возможностей отдельных искусств и отдельных видов художественной деятельности в формировании художественного образа, в художественно-творческом развитии ребёнка-дошкольника. Согласно этому можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребёнка, происходящего в дошкольном детстве.
Список литературы.
1. Карпова И. А. // Педагогическое мастерство — Москва: Буки-Веди, 2014.
2. Новикова Г. П. // эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста – Москва : Аркти, 2003.
3. Радынова О. П. // Музыкальные шедевры – Москва: Сфера, 2014.
4. Радынова О. П. // Слушаем музыку – Москва: Сфера, 2017.