Умиджан Бижанова
Консультация для родителей «Возможности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу.
Публикация «Консультация для родителей „Возможности дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Важное значение дидактической игры в том, что она не заставляет ребенка что-либо делать, а он это делает, потому что ему это нравится и получает эстетическое удовольствие. Большое значение дидактической игры в сенсорном воспитании ребенка отмечали многие исследователи.
Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В раннем возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире.
Дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для ребенка стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
С помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Согласно исследованиям, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Игры помогают не только узнать что-то новое, но и использовать полученные знания на практике. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они хорошая школа использования с детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию
контроля за ходом сенсорного воспитания. Результат дидактической игры показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Дидактические игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей раннего возраста.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр : по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить возможности дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста, среди которых: дидактическая игра позволяет повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии, оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет); благодаря дидактической игре ребенок начинает ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию, делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам, соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами)