Надежда Лягаева
Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное-образовательное учреждение
«детский сад № 10»
Консультация для родителей и педагогов «Роль природы в эстетическом воспитании детей»
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Лягаева Н. В.
Магнитогорск 2019г.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Роль природы в эстетическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа- это самый естественный источник красоты. Поэтому трудно представить себе эстетическое воспитание без привлечения в помощники этого источника. Она лучше чем что-либо обогащает психику ребёнка, совершенствует его органы чувств, и эстетический вкус.
Воспитание любви к природе, умение чувствовать её красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же к расширению умственного кругозора. Умение видеть природу- первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Если семья живёт в селе или небольшом городке, то общение с природой кажется не представляет затруднений. Ну а если ребёнок живёт в большом индустриальном городе, на 12 этаже к примеру? Что же, здесь есть небо, звёзды и солнце. Нужно научить ребёнка видеть их. Ведь смотреть ещё не значит видеть. Воспринимается довольно не все то что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то на чём сосредотачивается внимание. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков, описать звёздное небо или луну. Каждый день такого созерцания, хотя бы в течении нескольких минут, освежает душу.
Так же нужно «увидеть» снегопад, дождь или грозу. В доме всегда должны быть цветы за которыми ребёнок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть скверы, парки, бульвары. И здесь нужно учить детей видеть деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно что бы ребёнок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву, как дружественному существу – навещает его, помогает ему.
Покажите ребёнку особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научите описывать их оперение. Форму тела и лапок. Устройте кормушку на окне и пусть ребёнок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трёх птиц.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. А эстетические чувства тесно связаны с нравственными.
Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. И в этом большая роль принадлежит педагогическому коллективу. Перед ним стоит задача – последовательно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей. Наиболее эффективная последовательность работы: -непосредственное восприятие природы, - организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий.
Развивать наблюдательность у детей – вот главная задача, которая встаёт перед воспитателем. Но старшие дошкольники, как правило ещё не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них ещё отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия и общие впечатления. Это происходит постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы. Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребёнок не сваливается с неба. Его нужно воспитывать».
Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание ко всему живому. Учить вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги. Для этого необходимы специальные формы деятельности. Можно, например завести аквариум или какое- ни будь животное.
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость не сразу проникаются сочувствием к питомцам, но внимательная забота и сочувствие других приводит к тому, что в сердце ребёнка постепенно просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.
Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребёнка. Мы отвечаем за живое – и за животное, и за растение – перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.