Субботина
Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно — ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно — ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку, которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов.
У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.
Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество.
Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства.
6. Развитие речи.
Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом, он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Виды сюжетно-ролевых игр :
1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер.
Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время
В ФГОС ДО точно выделено, что должно включать коммуникативное развитие. Педагогическое развитие коммуникативных навыков направлено на формирование ценностей, ценностных отношений и ценностных ориентаций.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.
Основной линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
В условиях сюжетно-ролевой игры и прямой связи со сверстниками дошкольный ребенок сталкивается с необходимостью жизнедеятельности приобретенных норм и правил поведения, определенных действий в той или иной ситуации.
Стимуляция личной активности ребенка в сюжетно-ролевых играх как педагогическое условие целенаправленного формирования коммуникативных умений и навыков, осуществляется благодаря системе педагогических методов, приемов и средств, применение которых может привести к достижению намеченных целей и задач.
Игра дает дошкольнику возможность оперировать поведением, подчиняться и адаптироваться не только к интересам, но и учитывать мнение о среде друзей сверстников о том, что она активно способствует формированию коммуникативных навыков ребенка. Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом.
ФГОС ДО предъявляет требования к воспитателям в дошкольной организации условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. [7]
Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: создать компетентную, творческую, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. По этой причине ребенку дошкольного возраста необходимо научиться играть и играть, формировать коммуникативную компетентность как важную составляющую коммуникативного, социального и личностного и других видов развития ребенка.
Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста дошкольной образовательной организации является одной из актуальных задач теории и практики современной педагогической науки.
Формирование, развитие умений и навыков в системе дошкольного образования также требует серьезного теоретического переосмысления.
Формирование коммуникативных навыков у детей в период дошкольного детства решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром.
Дошкольный ребенок начинает осознавать себя как социальную личность и изучает целенаправленное управление поведением с окружающими людьми. Ребенок имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, умения анализировать ситуации, содержащие моральный смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного деяния для себя и окружающих.
Созданные коммуникативные навыки позволяют дошкольному ребенку адекватно ориентироваться в доступной социальной среде, помогают ребенку расширить круг контактов, способствует оптимальному выбору форм и методов сотрудничества, развитию гибкости коммуникативных способностей.
Таким образом, в ходе исследования цель достигается путем решения всех задач, доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
Работа по организации сюжетно-ролевых игр, которые четко выстроены воспитателем способствует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Подводя итог, необходимо еще раз обратить внимание на то, что предметные ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, помогают не только адаптироваться с коллективом, но и активно осваивать его через формирование и развитие коммуникативной компетентности.
Литература:
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / ред. - сост. Б. Д. Эльконин. 6-е изд., стер. М. : Академия, 2011. 384 с.
Сюжетно-ролевые игры для детей среднего дошкольного возраста
«Волшебные очки»
Цель: развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Ход игры
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно заявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерял эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать.
«Зеркало»
Цель: развивать навыки общения детей в игре.
Ход игры
Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит, как можно точнее, повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое- либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, а другой пытается как можно точнее воспроизвести движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание, ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа, молча, показывает свое действие.
Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся.
После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.
«Эхо»
Цель: формировать навыки совместных действий детей со сверстниками.
Ход игры
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания, например, «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т. п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т. е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «не синхронно», т. е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое может одновременно отражать не только движения, но и звуки другого.
«Волны»
Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.
Ход игры
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, как они купались в речке, в пруду. ««Но лучше всего купаться в море», — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди купаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
«Живые куклы»
Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.
Ход игры
Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры : «Помните, когда вы были маленькие, многие верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говори, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно.
«Старенькая бабушка»
Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать культуру общения.
Ход игры
Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки, а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина. «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин, бегая туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, перевести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей, купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.
«Поезд»
Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Воспитывать культуру общения.
Ход игры
Участники игры с помощью экспериментатора выстраивают в ряд, один за другим стулья, нумеруя «вагоны» с помощью цветных мелков. Это так называемый поезд. Детям самостоятельно предлагается распределить роли: пассажиров, машиниста, проводника, кассира. Перед проведением данной игры с участниками экспериментальной группы проводится беседа о путешествии на поезде. После распределения ролей «кассир» усаживается на стул и продает билеты «пассажирам». Проводник должен проверить билеты пассажиров, разместить их по вагонам, обеспечить всем необходимым, при этом общаться обращается внимание на то, что проводник должен быть вежливым с пассажирами, а пассажирам необходимо занимать места соответствующие номеру их вагона. Машинист же должен вовремя доставить пассажиров к месту назначения, проверять исправность поезда.
«Больница»
Цель: закрепить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к труду взрослых. Учить объединяться в игре, распределять роли. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
Ход игры
Играющие распределяют между собой роли: врача, медсестры, санитарки, пациентов и сопровождающих их людей (мама и ребенок). При этом важно, чтобы присутствовали необходимые атрибуты игры : у врача должны быть необходимые инструменты, бланки для рецептов и т. д. ; у медсестры - шприцы, бинты. Дети обыгрывают прием пациента у врача.
«Магазин продуктов»
Цель: продолжать учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты.
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах.
Ход игры
Детям предлагается представить себя в роли покупателей и продавца. Они обыгрывают ситуации в магазине с разным ассортиментом и разными способами взаимодействия друг с другом.
«МЧС»
Цель: закреплять знания о профессиях, формировать навыки культуры общения и поведения.
Ход игры
Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Предлагается разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Играющие придумывают любую чрезвычайную ситуацию (пожар, блокирование замка входной двери и т. д.) и обыгрывают ее.