Галина Грабина
Сказка-игра «Гласные и согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте попробуем разобраться, чем - же отличаются гласные звуки от согласных.
В русском языке всего десять гласных звуков : а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.
Любую из них можно спокойно пропеть, при этом воздух будет выходить легко и без препятствий.
Согласные буквы пропеть достаточно сложно, они состоят из голоса и шума или только из шума.
Публикация «Сказка-игра „Гласные и согласные звуки“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.
Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
Звуки бывают неречевые и речевые.
Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
В одной стране жили — были очень интересные жители, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ. Жили и другие жители, их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.
Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начался конкурс выступление солистов, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ. Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ. Они живут вместе ГЛАСные с СОГЛАСными в согласии.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в замках с крышами красного цвета. А согласные строили себе другие замки с синими и зелеными крышами.
Итак, чтобы прочитать схему слова стали изображать гласные буквы красным цветом, а согласные синим и зелёным.
При произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Проведем исследование…
Давай споём песню. Послушай, как споёт эту песню звук А.
(Поём песню, но вместо слов только звук А) :
Вот поёт эту песню звук О…., а теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.
Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. У согласных петь не получается. Не умеют согласные петь.
Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные - в синюю.
Задание 2. «Фокусники»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
Задание 3. Назови первый звук в словах : кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах : лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.
Задание 4. Какой звук есть во всех словах : рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).
Задание 5. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги. Ты заметил что в этом слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.
Слогов столько, сколько гласных звуков!
Задание 6. А вот город звуков…., каких звуков больше?
Вот и сказки конец, кто выполнил все задания правильно МОЛОДЕЦ!