валентина долгушина
Подготовка к грамоте в старшей группе. Блок №1 «Гласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к грамоте старшая группа. Авторская сказка "В мире звуков" Блок №1 "Гласные звуки"
Занятие №1
Тема: «Гласные звуки»
Цель: познакомить с понятием «звук», «гласный звук»,
Ход.
Публикация «Подготовка к грамоте в старшей группе, Блок №1 „Гласные звуки“» размещена в разделах
Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого художника. Он жил большом городе, но часто брал краски, кисти, бумагу и отправлялся рисовать лес, поле или речку. Однажды он отправился лес. Сначала он нарисовал, березку, растущую на опушке, потом пушистую елочку. Все дальше и дальше углублялся художник в лес, рисуя то дерево, то гриб, то лесной цветок. Когда у него закончилась бумага, он решил идти домой. Он оглянулся вокруг и понял, что заблудился. В лесу стояла тишина, даже птиц не было слышно. Художник испугался, бросился бежать сначала в одну сторону потом в другую сторону, лес становился все гуще, а художник очень устал. Он уже не бежал, а медленно брел по лесу и изредка звал на помощь: «А-у, а-у», но никто не отвечал ему и только тихо шумел лес да чуть слышно журчал где - то лесной ручеек. Художник пошел на шум родника. Тонкая струйка воды пробивалась под корнями большой ели. Художник наклонился, чтобы напиться и вдруг услышал где-то невдалеке непонятные звуки. «Люди!» - обрадовался он и бросился в ту сторону, откуда доносились звуки. Скоро вышел на лесную полянку. Полянка была очень странной: на полянке стоял домик, двери были открыты, но никого не было видно, а со всех сторон неслись необыкновенные песенки – длинные протяжные, то веселые, удивленные, то грустные. «А-а-а-а! О-о-о-о! У-у-у-у! И-и-и-и! Ы-ы-ы-ы! Э-э-э-э!
– Кто здесь? – спросил художник – Почему вы прячетесь?
– Мы не прячемся: мы необычные жители этой полянки – звуки! – услышал он в ответ – мы невидимки, нас нельзя увидеть, но можно услышать, мы умеем петь свои песенки. И они запели вот так:
«ААА!», «УУУ», «ИИИ».
Голоса у них были такие – звонкие, напевные, что художник воскликнул: – Ах какие вы голосистые - гласные.
–Как он их назвал? С тех пор эти поющие звуки так и называют – гласными. Гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград, потому и двери домика гласных звуков широко открыты. (повторение звуков)
А художнику очень захотелось увидеть звуки, он вспомнил, что у него еще остались краски, попросил звуки встать в ряд, достал красную краску и стал водить кистью слева – направо, справа –налево и вокруг него проступили красные пятна.
– Я вижу вас, вижу! – закричал художник.
С тех пор гласные звуки стали обозначать красным цветом
Каким цветом обозначают гласные звуки?
Художник попрощался и пошел дальше. Гласные звуки не смогли показать ему дорогу домой, рассказали только где искать следующую полянку.
Художник шел и пел песенку, которую сочинил сам:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А вот что случилось с художником дальше мы узнаем в следующий раз.
–Можно ли увидеть звуки?
–Какие песенки пели звуки? Обратить внимание, что губы приоткрыты и звук льется свободно
–Как называют звуки поющие длинные песенки?
–Каким цветом их обозначают?
Д/Игра «Угадай гласные». Педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласные звуки.
Д/Игра «Знакомство». Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши,
Занятие № 2 по грамоте в старшей группе
Тема: Звук «А».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, дать понятие, что звук «а» гласный звук, место звука в слове. Закреплять умение пересказывать небольшой текст.
.Ход.
Вспоминают удивительную историю художника
–Какие звуки жили на полянке?
–Каким цветом раскрасил их художник?
–Какие песенки они пели?
Д/Игра «Кто внимательный?» Выделяется голосом звук –а-
«Алинка, Алёнка, Антон и Артём
– все вместе, друзья, гулять мы пойдём.»
– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении. (при необходимости повторить имена с выделением звука)
– Где он находится: в начале в середине или в конце слова?
Игра «Кто больше?». Придумать слова, в которых звук «а» был бы в начале слова.
Игра «Топай – хлопай». Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает. (самолет – вертолет, шинель – пальто, автомобиль – бензин, повар – няня, доктор – врач)
Игра «Слоговой аукцион». Выделяется голосом звук –а-
Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и где находится звук, бросить мяч обратно воспитателю. Кош-ка, лож-ка, ро-са, ро-за, ко-са, кни-га и т. д.
Физкультминутка.
-Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
После правою ногой,
После левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Вот тогда придёшь домой
Чтение и пересказ рассказа «Полянка в лесу»
ПОЛЯНКА В ЛЕСУ
Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становиться как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоят тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть.
У этих елок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и еще много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
М. Пришвин
С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу?
Кто обитает на верхушках елок?
Чем питаются белки и клесты?
Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?
О каком времени года говорил Пришвин?
Занятие № 3
Тема: Звук «И».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «и» гласный звук. Учить вдумываться в смысл слов и видеть составляющие части. Учить образовывать притяжательные прилагательные
Ход.
Д/Игра «Кто внимательный?» Звук выделяется голосом
Иней лёг на ветки ели
Иглы за ночь побелели.
Индюк по городу идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая-
Индюшка расписная
– Какой звук здесь встречается чаще всего?
–Назовите слова, в которых услышали звук -и-.
– Где он находится: в начале в середине или в конце слова?
Игра «Кто больше?».
Придумать слова, в которых звук «и» был бы в начале слова.
Игра «Топай – хлопай»
Если в слове есть звук «а», ребёнок хлопает, если нет – топает. (машина, мишка, кошка, киска, улитка, улыбка, хобот, хобит)
Игра «Обозначь звук»
(Карточки, разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета) Звук «и» расположен в начале – игла, в середине -
Скороговорка. Проговаривание с выделением звука и движением
Испекла Иришка Нравятся коврижки
Куклам по коврижке. Гришке и Маришке.
Игра «Слоговой аукцион».
Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. (ма-шина, ма-лина, ве-ник, ка-литка, у-литка, дож-дик, до-мик)
Д. /и. «Объясни словечко»
Слова: листопад и разноцветные
Д. и. «У кого чей хвост, у кого чьи уши?»
Чьи уши у медведя? – медвежьи
Чей хвост у лисы? - лисий У белки? …
Чей хвост у зайца? … У оленя? …
У волка? … У рыси? …
У барсука? … У куницы? …
У соболя? Игра «Доскажи словечко».
Не колючий, светло – синий,
По кустам развешан… (иней).
Занятие № 4
Тема: Звук «О».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «о» гласный звук. Развитие умения сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). Учить образовывать уменьшит. -ласкат. формы сущ. с суффиксами –чик, -очк, -ц
Ход.
Д/Игра «Кто внимательный?»
Звук выделяется голосом Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает
Одно только жаль – облетает.
Облако, облако,
Шёрстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками
.
Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим
Игра «Кто больше?». Придумать слова, в которых звук «о» был бы в начале слова
Игра «Где звук?»
Назовите место звука в словах : отдых, орех, дом, ноты, кольцо, молоко, сито, зонт, пальто, осы, ноги.
Физкультминутка.
Д/и. «Обезьянка» Дети повторяют движения взрослого
Развитие зрительного внимания
Игра «Обозначь звук»
(Карточки, разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета) Звук «о» расположен в начале (отдых, орех, конце (кольцо, сито).
Игра «Доскажи словечко».
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?. (огурцы).
Шубу тёплую в колечках
Носит тихая (овечка).
Апельсины и бананы
Очень любят (обезьяны).
Д. и. «Назови животных ласково»
Белка – белочка
Лиса - …
Заяц - …
Копыто - …
Хвост - …
Нос - …
Лапа - …
«Протяжённость слов»
Назвать самое длинное (короткое) слово: (машина, сыр, каша)
Занятие № 5
Тема: Звук «У».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «у» гласный звук, совершенствовать умение сравнивать слова по звучанию, измерять их протяжённость (длинные и короткие слова, Развивать речевой слух, упражнять в умении отвечать на вопросы по тексту и пересказать услышанное
Ход.
Игра «Кто внимательный?» Звук выделяется голосом.
Устала утка на пруду
Учить своих утят
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится»
Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим. Какие слова со звуком –у– вы услышали?
Проговаривание с выделением звука
Уа-уа- в коляске плачет детвора.
Ау- ау- кто потерялся не пойму.
Ух-ух-ух- накалился наш утюг
Уч-уч-уч- светит в окна солнца луч.
Игра «Где звук?»
Поднимите руку если услышите звук «у» в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, курица.
Игра «Обозначь звук»
( Карточки разделенные на три части: начало, середина и конец слова, фишки красного цвета)
Определить позицию звука «у» в словах: зубы, утка, утюг, лук, улитка, груша
Игра «Кто больше?»
Придумайте слова со звуком «у» в начале, в середине. (автобус, мука, радуга, голубь,наука, рука, кенгуру, кукушка и т. д.)
Игра «Наоборот»
Подберите антонимы, начинающиеся со звук «у», к словам: красивый-(уродливый, широкий-(узкий, невезучий-(удачливый, вечер-(утро, грусть-(улыбка).
«Протяжённость слов» Назвать самое длинное (короткое) слово: (лужа, автобус, луч)
Чтение и пересказ рассказа
«Ежиная семейка»
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
- Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие.
- Я только поглажу ежат, - ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Где жила семья ежей?
Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
Кто нашел ежат?
Что случилось на следующий день?
Занятие № 6.
Тема: Звук «Ы».
Цель: Обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова, дать понятие, что звук «Ы» гласный звук.
Ход.
Игра «Кто внимательный?»
Какой одинаковый звук есть в словах : дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?
Какой звук здесь встречается чаще всего? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим
Игра «Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком «ы» в середине.
Скороговорка «Мама Милу мыла с мылом,
Мила мыло не любила».
Игра «Слоговой аукцион».
Бросая мяч. Воспитатель называет начало слова, ребёнок, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно воспитателю. (лы-жи, мы-ло, сы-рок, тык-ва, малы-ши).
Игра «Один-много»
Образуйте множественное число от слов: лев- львы, шарф, зонт. стол, пол, сыр.
Игра «Слово по образцу»
Образуй слово со звуком «ы» по образцу: красиво - красивый, медленно -, высоко -…. Быстро -, глупо -, слабо - ….
С каким звуком мы познакомились? Он поется? Значит он какой? Каким цветом его обозначим