МААМ-картинки

Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников

Анна Донская
Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии – блоки Дьенеша.

Пояснительная записка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; закладывает основы элементарных математических представлений, развивает математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывает ценностное отношение к математическим знаниям и умениям. Изучение математики приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывающая особенности детского развития и восприятия. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, результатом такого образования является формирование математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша способствуют развитию интеллектуальных способностей, логического мышления у детей дошкольного возраста от 2 до 8 лет и формируют в комплексе все важные для умственного развития качества на протяжении всего дошкольного обучения. Постепенное усложнение материала по принципу «От простого к сложному», дает возможность ребенку легко и безошибочно справляться с заданиями.

Публикация «Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Цель работы : Развитие умственных способностей в комфортной среде. Формирование у детей элементарные математические представления с блоков Дьенеша. Развитие логикоматематического представления у детей, аналитического восприятия и мышления.

Задачи: 1. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). 2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. 3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. 4. Развивать пространственные представления. 5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. 6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. 7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

2

9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Принципы, лежащие в основе программы: • Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) • Наглядность (наличие дидактических материалов). • Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей). • Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы). • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий). Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе дети усваивают цвета ; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, форме и т. д.). Формы и методы занятий. В процессе игровых занятий используются различные формы: • Традиционные • Комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физ. пауз. • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию). • Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности). • Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом). • Исследовательский (самостоятельная творческая работа). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: • Фронтальный (одновременно со всей подгруппой). • Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). • Групповой (работа в парах). • Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Ожидаемый результат. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Перспективный план работы с блоками Дьенеша.

Месяц

Содержание Дидактические игры

Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь

1-2 неделя

3-4 неделя Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.

«Найдите, такую же фигуру»(по одному признаку).

«Волшебный мешочек». «Что изменилось».

Ознакомление с новой технологией, просмотр призентации «Блоки Дьенеша»

Октябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Развитие умение выделить по одному свойству (цвет, форма, размер).

Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.

«Найди не такую». «Накорми зверей печеньем»

«4-й лишний» «Продолжи ряд». Игровой тренингпрактикум «Работа с блоками Дьенеша». Открытое занятие «В гостях у трех медведей»

Ноябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Формировать умение классифицировать предметы по двум признакам. Развивать внимание, умение анализировать.

Знакомить детей с алгоритмами. Развивать внимание, умение анализировать и умение находить закономерности

«Найди пару» «Найди такие фигуры, как эта»

«Собери бусы» «Второй ряд».

Консультация «Обучение использованию обручей в работе с блоками Дьенеша»

Декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов по 3 признакам (цвет, форма, размер)

Учить делать умозаключения, классифицировать предметы по 3 признакам. Развитие творческого мышления.

«Клад», «Домик».

«Чего не хватает» Работа с альбомами по блокам Дьенеша.

Беседа «Играем в блоки Дьенеша в детском саду и дома» Просмотр видеофильма «Страна умных игр»

Январь

1-2 неделя

3-4 неделя

Познакомить детей с карточками -символами. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ.

Закреплять умение находить нужный блок по коду (по 2 признакам) и выкладывать фигуры по алгоритму.

»

«Рыбка» «Божья коровка».

«Разложи

пропущенные фигуры» «Ёлочка» Мастер-класс «Блоки Дьенеша в жизни ребенка»

Февраль

1-2 неделя

3-4 неделя

Знакомить детей со знаками – символами отрицания. Развитие творческого мышления.

Учить кодировать и декодировать геометрические фигуры.

«Переводчик». «Художник».

«На свою веточку» «Домик».

Консультация «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша» Открытое занятие «Путешествие Колобка»

Март

1-2 неделя

3-4 неделя

Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать умение работать с одним обручем.

Учить детей обобщать предметы и классифицировать их, развивать умение читать кодовые обозначения

«Кто хозяин» «Пирамида»

«Игры с одним обручем» «Отыщи клад»

Проблемно-деловая игра «Ребенок исследователь и экспериментатор»

Апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

Учить детей классифицировать блоки по 4 признакам.

Закрепить умение определять свойства блоков по коду (по 3 признакам). Закреплять умения выделять основные признаки.

«Заселим в домики».(4 признака)

«На свою веточку» «Выращиваем дерево».

Создание альбома «Фантазёры» с зарисовками изображений, сюжетов, сказок, придуманных из блоков Дьенеша

Май

1-2 неделя

3-4 неделя

Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь.

Закреплять умение детей считать карточки -символы. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ.

«Волшебный мешочек».

«Художник»

«Цепочка» «Игры с двумя обручами».

Подведение итогов работы с детьми, анкетирование. Открытое занятие «В гостях у мышки»

Литература

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва 2010г. 2. М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г. 3. Е. А. Носов, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

5

4. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «ДетствоПресс», 2003г. 5. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г. 6. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. Учебное пособие к блокам Дьенеша для детей от 2 до 7 лет. СПБ, 2001г. 7. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г. 10. Л. М. Кларина, З. А. Михайлова «Разноцветные полоски». 8. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г. - 94 с. 9. Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников Интерактивная игра по развитию математических представлений по русской народной сказке для младших дошкольников. Цель: формирование математических.

Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика»Интерактивное методическое пособие по развитию математических представлений у дошкольников «Математика» Формирование математических представлений в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Для полноценного.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Самостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представленийСамостоятельная деятельность дошкольников в процессе развития математических представлений Развитие умственных способностей у дошкольников является одной из актуальных проблем и приобретает всё большее значение, поэтому обучение.

Образовательная среда по формированию и развитию математических представленийОбразовательная среда по формированию и развитию математических представлений Занятия математикой это неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса в детском саду. То, как воспитатель преподнесёт детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 12 января 2024 в 13:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Донская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД