Анна Донская
Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников с использованием современной педагогической технологии – блоки Дьенеша.
Пояснительная записка.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; закладывает основы элементарных математических представлений, развивает математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывает ценностное отношение к математическим знаниям и умениям. Изучение математики приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывающая особенности детского развития и восприятия. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребёнка, результатом такого образования является формирование математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша способствуют развитию интеллектуальных способностей, логического мышления у детей дошкольного возраста от 2 до 8 лет и формируют в комплексе все важные для умственного развития качества на протяжении всего дошкольного обучения. Постепенное усложнение материала по принципу «От простого к сложному», дает возможность ребенку легко и безошибочно справляться с заданиями.
Публикация «Система работы по развитию математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Цель работы : Развитие умственных способностей в комфортной среде. Формирование у детей элементарные математические представления с блоков Дьенеша. Развитие логикоматематического представления у детей, аналитического восприятия и мышления.
Задачи: 1. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). 2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. 3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. 4. Развивать пространственные представления. 5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. 6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. 7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. 8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
2
9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Принципы, лежащие в основе программы: • Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) • Наглядность (наличие дидактических материалов). • Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей). • Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы). • «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий). Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе дети усваивают цвета ; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, форме и т. д.). Формы и методы занятий. В процессе игровых занятий используются различные формы: • Традиционные • Комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физ. пауз. • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию). • Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности). • Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом). • Исследовательский (самостоятельная творческая работа). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: • Фронтальный (одновременно со всей подгруппой). • Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). • Групповой (работа в парах). • Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Ожидаемый результат. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Перспективный план работы с блоками Дьенеша.
Месяц
Содержание Дидактические игры
Варианты итоговых мероприятий
Сентябрь
1-2 неделя
3-4 неделя Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький
Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи.
«Найдите, такую же фигуру»(по одному признаку).
«Волшебный мешочек». «Что изменилось».
Ознакомление с новой технологией, просмотр призентации «Блоки Дьенеша»
Октябрь
1-2 неделя
3-4 неделя
Развитие умение выделить по одному свойству (цвет, форма, размер).
Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд.
«Найди не такую». «Накорми зверей печеньем»
«4-й лишний» «Продолжи ряд». Игровой тренингпрактикум «Работа с блоками Дьенеша». Открытое занятие «В гостях у трех медведей»
Ноябрь
1-2 неделя
3-4 неделя
Формировать умение классифицировать предметы по двум признакам. Развивать внимание, умение анализировать.
Знакомить детей с алгоритмами. Развивать внимание, умение анализировать и умение находить закономерности
«Найди пару» «Найди такие фигуры, как эта»
«Собери бусы» «Второй ряд».
Консультация «Обучение использованию обручей в работе с блоками Дьенеша»
Декабрь
1-2 неделя
3-4 неделя
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов по 3 признакам (цвет, форма, размер)
Учить делать умозаключения, классифицировать предметы по 3 признакам. Развитие творческого мышления.
«Клад», «Домик».
«Чего не хватает» Работа с альбомами по блокам Дьенеша.
Беседа «Играем в блоки Дьенеша в детском саду и дома» Просмотр видеофильма «Страна умных игр»
Январь
1-2 неделя
3-4 неделя
Познакомить детей с карточками -символами. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
Закреплять умение находить нужный блок по коду (по 2 признакам) и выкладывать фигуры по алгоритму.
»
«Рыбка» «Божья коровка».
«Разложи
пропущенные фигуры» «Ёлочка» Мастер-класс «Блоки Дьенеша в жизни ребенка»
Февраль
1-2 неделя
3-4 неделя
Знакомить детей со знаками – символами отрицания. Развитие творческого мышления.
Учить кодировать и декодировать геометрические фигуры.
«Переводчик». «Художник».
«На свою веточку» «Домик».
Консультация «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша» Открытое занятие «Путешествие Колобка»
Март
1-2 неделя
3-4 неделя
Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать умение работать с одним обручем.
Учить детей обобщать предметы и классифицировать их, развивать умение читать кодовые обозначения
«Кто хозяин» «Пирамида»
«Игры с одним обручем» «Отыщи клад»
Проблемно-деловая игра «Ребенок исследователь и экспериментатор»
Апрель
1-2 неделя
3-4 неделя
Учить детей классифицировать блоки по 4 признакам.
Закрепить умение определять свойства блоков по коду (по 3 признакам). Закреплять умения выделять основные признаки.
«Заселим в домики».(4 признака)
«На свою веточку» «Выращиваем дерево».
Создание альбома «Фантазёры» с зарисовками изображений, сюжетов, сказок, придуманных из блоков Дьенеша
Май
1-2 неделя
3-4 неделя
Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь.
Закреплять умение детей считать карточки -символы. Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ.
«Волшебный мешочек».
«Художник»
«Цепочка» «Игры с двумя обручами».
Подведение итогов работы с детьми, анкетирование. Открытое занятие «В гостях у мышки»
Литература
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду», Москва 2010г. 2. М. Фидлер «Математика уже в детском саду», Москва, 1981г. 3. Е. А. Носов, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
5
4. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «ДетствоПресс», 2003г. 5. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г. 6. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем. Учебное пособие к блокам Дьенеша для детей от 2 до 7 лет. СПБ, 2001г. 7. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», СПб, 2003г. 10. Л. М. Кларина, З. А. Михайлова «Разноцветные полоски». 8. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г. - 94 с. 9. Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : Просвещение, 1991.