Олеся Сергеевна Пичугина
Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников".
СЛАЙД 1
Публикация «Проект „Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников“» размещена в разделах
Тема проекта: «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»
СЛАЙД 2
Эпиграфом стали строчки:
- Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтобы хорошо учиться!
Творческое название проекта - "Веселая математика", потому что овладение дошкольника навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
СЛАЙД 3
Вид проекта: исследовательско - творческий, групповой.
Был реализован в течение учебного года.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители детей, психолог МДОУ.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, художественно- театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической литературы:
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
- подготовка разного вида бросового материала
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
- дидактические игры
- выставки книг, рисунков, поделок
- создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты)
- использование ИКТ
СЛАЙД 4
Актуальность проекта заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены "математизацией" и "компьютеризацией", именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
СЛАЙД 5
Целью моего проекта является:
- осуществление подготовки детей к школе, заключающуюся в формировании у них элементарных математических представлений. Связать этот процесс со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направить на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников.
СЛАЙД 6
Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи математического развития детей:
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием;
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей;
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- Развивать самостоятельность познания, поощрение проявления творческой инициативы;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Расширять словарь детей и совершенствовать связную речь;
- Формировать начальные формы учебной деятельности;
- Активизировать желание у родителей к сотрудничеству по реализации проекта.
СЛАЙД 7
Математика для детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют логический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.
Гипотеза содержит предположение о том, что если развить у дошкольника интерес к математике в предшкольном возрасте, то это значительно облегчит ему обучение в школе.
СЛАЙД 8
Предполагаемые результаты:
В результате реализации проекта у детей в течение учебного года проявится повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
К концу учебного года дошкольники научатся самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию) с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе придуманных и детьми.
СЛАЙД 9
Реализация проекта включала в себя 4 этапа:
- информационно-накопительный
- организационно-практический
- презентационно – завершающий
- контрольно- рефлексивный
СЛАЙД 10
Содержание работы на первом этапе "Информационно-накопительный" включало в себя:
- постановка цели проекта
- знакомство с методической литературой по избранной теме
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей
- проведение диагностических исследований уровня математического развития детей на начало года
- анкетирование родителей воспитанников подготовительной к школе группы "Готов ли мой ребенок к школе?"
- составление развернутого плана работы
- проведение консультации для родителей "Развитие математических способностей у детей предшкольного возраста"
- родительское собрание на тему "Готовимся к школе"
- чтение доклада на педагогическом совете на тему "Проектная деятельность"
СЛАЙДЫ 11-15
Второй этап "Организационно-практический" заключался в проведении цикла познавательных занятий на темы:
- "Путешествие по стране Геометрия";
- "На лесной полянке";
- "Полет к звезде";
- "Геометрические фигуры на прогулке";
- "Волшебные кирпичики";
- "Наш друг - волшебный круг" (использование ИКТ);
- "Летим в космос";
- "Путешествие по дорогам сказок";
- "Развитие связной речи в игре “Танграм";
- КВН "Маленькие математики" (совместно с родителями);
- Создание картотеки учебно- методических пособий, картотеки развивающих игр, разработка дидактических игр
- Словотворчество с родителями и детьми «Сочиняем математические сказки»
- Фотоколлаж "Учимся, играя"
- Практикум для родителей "Использование информационно- коммуникационных технологий в формировании конструктивной деятельности и элементарных математических представлений у дошкольников".
СЛАЙД 16
Тесное сотрудничество с родителями воспитанников включало:
- Повышение педагогических знаний родителей
- Анкетирование родителей
- Памятки, обновление родительского уголка
- Создание познавательных газет, папок - передвижек, фотоколлажей
- Беседы на актуальные темы
- Совместная подготовка и участие в КТД
- Участие в родительских собраниях, семинарах, тренингах, конференциях
- Участие родителей в оформлении предметно- развивающей среды
- Техническая помощь при реализации проекта
СЛАЙД 17
Третий этап - «Презентационно – завершающий»:
- Показательное занятие на неделе педагогического мастерства «Сокровища старого замка»
- Презентация проекта на педагогическом семинаре
СЛАЙД 18- 21
Четвертый, заключительный этап «Контрольно-рефлексивный»
В конце учебного года проводилось диагностическое исследование детей с целью рассмотрения динамики развития математических способностей. Полученные данные были обработаны, соотнесены результаты работы с поставленными целями, проведен анализ всех результатов, были сформулированы выводы и составлен отчет, заслушанный на итоговых педсовете и родительском собрании.
Благодарю за внимание!