Наталья Чульжанова
«Кубик — узнавай, действуй, говори». Многофункциональное дидактическое пособие для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст сенситивный период для сенсорно-речевого развития ребенка.
Для педагогов ДОУ главной задачей является преобразовать обучение в игру, чтобы заинтересовать ребенка. В игровых условиях дети запоминают больше и лучше сосредотачиваются.
Пособие разработано не только для создания эмоционально-познавательного интереса, но и для развития речи воспитанников.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Младшая группа
- Развитие речи. Дидактические игры и пособия
- Темочки
Оно включает в себя разнообразные игры, направленные на решение задач по сенсорному и речевому развитию воспитанников раннего возраста (от 1 до 3 лет). Его можно использовать для разминки, игрового момента на занятии, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей.
Пособие способствует осуществлению интеграции всех образовательных областей. Имеет разные лексические темы (транспорт, животные, одежда и др.). Куб многофункциональный, трансформируемый, компактный, изменяется в зависимости от ситуации, от решаемых задач.
Соответствует возрастным особенностям воспитанников и имеет практическую значимость, просто в применении. Его могут использовать не только педагоги, но и родители малышей.
«Курочка и цыплята»
• Совершенствовать умение находить один и много предметов, умение сравнивать два предмета по величине (большой – маленький)
• Обозначать результаты сравнения вербально и не вербально.
• Активизировать словарь детей.
• Соотносить движения с текстом.
1. Взрослый предлагает ребятам найти всех цыплят. Затем спрашивает: сколько цыплят? Ребята называют или показывают «много». Затем предлагает ребенку показать курочку. «Сколько курочек?» Ребенок называет или показывает «одна». Если ребенок затрудняется, взрослый помогает понять, что курица одна, а цыплят много. Повторяем несколько раз для закрепления.
2. Воспитатель задает вопросы, «Какого курица размера?», «Какого размера цыплята?» (Ребенок показывает или говорит)
3. «Вышла курочка гулять»
Воспитатель задает вопрос «Как курочка кричит?» (Ко-ко-ко) «Как пищат цыплята?» (Пи-пи-пи) Дети повторяют движение за текстом.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Ранний возраст сенситивный период для сенсорно речевого](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768185.jpg)
«Сложи картинку»
• Развивать элементарные представления о величине (Большой-маленький)
• Совершенствовать орудийные действия с предметами (Сложи)
• Накапливание словаря
• Учить действовать по тексту.
1. Взрослый показывает ребенку две части разрезной картинки и просит сложить целую картинку «Сделай целую картинку». Если ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает как это сделать и просит сделать так же. (Собирают две картинки) Далее ребенка просят назвать «Кто это?» (Медведь, медвежонок) Ребенок повторят. Если ребенок затрудняется, проговаривает воспитатель. Затем ребенка, просят назвать или показать «Какого размера медведь?» (Большой) «А медвежонок, какого размера?» (Маленький)
2. «Мишка косолапый». Дети повторяют движение за текстом.
Можно задать вопросы «Где глазки, носик, лоб?» и т. д.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Дидактические игры и пособия развития ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768221.jpg)
«Яблоко»
• Учить сравнивать по величине, цвету и форме.
• Активизировать словарь детей «большой» и «маленький» с разной интонацией. (Большой – низким голосом, маленький - высоким)
• Познакомить с красным цветом.
• Развивать движение мелкой моторики.
1. Взрослый показывает ребенку яблоко. Например, «Скажи, какого размера яблоко?», «Какого цвета?», «Какой формы яблоко?» Рассматриваем в нем отверстие, предлагаем ребенку найти маленького червячка. Можно задать вопрос, «Какого размера червячок? А яблоко, какого размера?» Повторяем несколько раз.
2. Взрослый показывает ребенку, как маленький червячок ныряет в отверстие, а затем вытаскивает его из другого, приговаривая «Маленький червячок ест большое яблоко», меняет голос «Яблоко большое» говорит низким голосом, «А червячок маленький» говорит высоким голосом.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Для педагогов ДОУ главной задачей является преобразовать обучение в игру чтобы заинтересовать ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768258.jpg)
«Найди птичке кормушку»
• Учить находить по слову предметы.
• Формировать умение различать знакомый цвет.
1. Взрослый показывает одну птичку и предлагает «Давай покормим ее? Но для того, чтобы она поела, надо найти ей свою кормушку по цвету» Воспитатель показывает и проговаривает, что красная птичка летит в красную кормушку. Дети выполняют действие за воспитателем. «Какого цвета птичка полетела в кормушку?» (Красная) Если ребенок затрудняется, взрослый проговаривает «Повтори, эта птичка красного цвета» (синего, зеленого, желтого)
2. «Маленькая птичка». Дети повторяют движение за текстом.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 В игровых условиях дети запоминают больше и лучше сосредотачиваются](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768295.jpg)
«Одежда»
• Учить детей различать предметы одежды, находить и показывать их по цвету.
• Развивать мелкую моторику и речь.
1. Взрослый просит показать (снять) определенный по цвету предмет одежды «Покажи мне желтое платье», «Сними с веревочки зеленые шорты», «Скажи, какого цвета у тебя шорты?», «Сложи в корзинку одежду» и т. д.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Пособие разработано не только для создания эмоционально познавательного интереса но и для развития речи воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768334.jpg)
«Рыбалка»
• Развивать умение различать и называть основные цвета (Красный, желтый, зеленый, синий)
• Развивать координацию движений рук.
1. Взрослый, предлагает поймать рыбку удочкой «Какого цвета ты поймал рыбку?» Ребенок называет. Если он затрудняется, взрослый проговаривает вместе с ним несколько раз.
2. Воспитатель просит поймать рыбку определенного цвета. (красного, зеленого, желтого, синего) Если ребенок говорит, можно предложить ему сказать «У меня рыбка красного цвета» или «Я поймал зеленую рыбку» и т. д.
3. «Рыбки». Дети повторяют движение за текстом.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Темочки Дидактические игры для детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768354.jpg)
«Улитка»
• Развивать мелкую моторику и координацию рук.
• Познакомить с формой «круг»
1. Взрослый показывает ребенку улитку «Посмотри, какой круглый домик у улитки», показывает ребенку (круг, предлагает покрутить, задает вопрос «Какой формы домик улитки? Обведи пальчиком, повтори «круг»»
2. «Вот улитка ползет». Дети повторяют движение за текстом.
- В какой домик спряталась? (круглый)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 ВСЕ игры Младшая группа Развитие речи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768414.jpg)
«Кто, что ест?»
• Учить детей обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия.
• Поддерживать речевую активность детей.
1. Взрослый предлагает познакомиться с животными, задавая вопросы «Это кто?» (Кошка, собака, мышка и т. д.) «Покажи, где кошка? Скажи, это кошка. Давай покормим кошечку? Что любит кушать кошка? (Рыбку) Покорми кошку рыбкой» Ребенок кормит. «Что кушает кошка?» Ребенок отвечает (Рыбку) и т. д.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Дидактические игры и пособия Темочки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768446.jpg)
«Транспорт»
• Формировать представления о транспорте (Машина едет, самолет летит, кораблик плывет).
• Закреплять цвет, форму.
• Поощрять целенаправленные моторные действия.
1. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть транспорт, «Посмотри, это самолет», «Как самолет летит и гудит?». Ребенок выполняет действия, проговаривая «У-у-у». Те же действия проделывает с другими предметами. (Машина едет и гудит (би-би-би). Кораблик плывет и гудит (Ту-ту-ту)
2. Воспитатель задает вопрос «Покажи зеленую машинку?» (Желтый самолет, красный кораблик, ребенок показывает и называет, по возможности. «Скажи, какие колеса у машины?» (Круглые) и т. д.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Оно включает в себя разнообразные игры направленные на решение задач по сенсорному и речевому развитию воспитанников раннего возраста от до лет](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768465.jpg)
«Чистим зубки»
• Закреплять умение понимать слова, обозначающие действия.
• Развивать моторные действия.
• Активизировать в речи детей слова, новые слова.
1. Воспитатель говорит «К нам в гости пришел Бобик! Здравствуй, Бобик», «Ребята, кто к нам пришел?» (собачка, «Собачка говорит гав-гав. Собачка лает, хочет кушать, но перед едой нужно почистить зубки». Взрослый проговаривая, показывает действия, затем предлагает ребенку повторить. Задает вопросы «Покажи, где зубки? Где язычок?» «Что ты сейчас делаешь?», «Скажи, чищу зубки щеткой», «Покорми Бобика косточкой». Ребенок выполняет действие, воспитатель приговаривает «На, ешь, Бобик, косточку».
2. «Вот наш Бобик, славный пес». Дети повторяют движение за текстом.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Его можно использовать для разминки игрового момента на занятии индивидуальной работе самостоятельной деятельности детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768493.jpg)
«Звездной ночью»
• Развивать познавательный интерес к окружению, природным объектам.
• Учить различать предметы по свойствам (большой-маленький).
• Формировать стремление детей подражать действиям взрослого.
1. Взрослый предлагает ребенку определить, где большая звездочка, а где маленькая. По ходу действия ребенка, взрослый задает вопросы «Какого размера звездочка?» (Сова, муравей)
2. «Совушка-сова». Дети повторяют движение за текстом.
«Радуга»
• Закреплять знание детей об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
• Развивать моторные действия, речь.
• Вызвать положительные эмоции к действию.
1. Взрослый предлагает ребенку найти красный цвет, если малыш затрудняется, взрослый помогает ему, называет и показывает нужный цвет. Просит «Открой замочек красного цвета» (Ребенок выполняет действие, «Что ты там видишь?» (Ребенок показывает, по возможности называет, «Закрой красный замочек» и т. д.
2. «Радуга-дуга».
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Пособие способствует осуществлению интеграции всех образовательных областей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-719561-1738768557.jpg)