МААМ-картинки

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников

Старкова Екатерина
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт работы

«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать, считать и писать.

Публикация «Инновационный педагогический опыт работы, Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Воспитывать, развивать и обучать детей, помогут и развивающие математические игры. Их можно назвать «спортивным комплексом» для ума, для развития математических способностей ребёнка. Участвуя в игре, дети знакомятся с окружающим их миром, во всём его многообразии, расширяя свой кругозор.

Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.

Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.

Благодаря развивающим играм, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, также развивающие игры оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка.

Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастёт в радость учения.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме. Игровые методы и приёмы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Условия возникновения, становления опыта тесно связаны с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям.

При организации работы я опиралась на следующие принципы: системности, активности, доступности, рациональности, прочности, гуманизма.

Развивающие игры математического содержания активизируют умственную деятельность, мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения, находить закономерности, разгадывать ребусы, лабиринты и т. д. Для детей так же характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребёнка к развивающим играм. Возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.

Детям интересно играть в развивающие математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Теоретическая база

В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков, создана и успешно функционирует, совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Изучение психолого – педагогической и методической литературы передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации развивающих игр в детском саду.

Вопросы, связанные с организацией и методикой развивающих игр, широко представлены в работах отечественных педагогов и учёных.

При разработке системы развивающих игр я познакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей, как А. П. Усовой, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы.

А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают общеразвивающий характер данных игр, его влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования развивающих игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребёнка, его латентные возможности, необходимо в развивающих играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций.

В ходе работы над данной темой, была задействована следующая литература:

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.

2. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М. : Просвещение, 1994.

3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/

4. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.

5. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.

6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.

8. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.

9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994. – 256с.

11. Сербина Е. А. Математика для малышей. – М, 1992.

12. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук. – Ульяновск: 1996. – 290 с.

13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.

14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1976.

15. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.

16. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Успешное развитие ребёнка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:

- логические;

- наглядно – образные;

- наглядно – действенные.

К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.

Основная форма мышления дошкольников – наглядно – образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.

В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы: практические, наглядные, игровые, моделирование. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются :

- практическая деятельность детей с предметами или их заменителями (рисунками, моделями и т. д.);

- широкое использование дидактического материала;

- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

- навыки счёта, вычисления, измерения и рассуждений;

- использование математических представлений в практической деятельности, игре, труде и других видах деятельности.

Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений. Наглядным методом обучения является: показ, беседа, рассматривание, дидактические игры и упражнения.

Моделирование – является наглядно практическим приё мом в процесс обучения умственных действий: классификация, обобщение, анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В игровом методе широко используются разнообразные развивающие игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании математических представлений во всех возрастных группах.

Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Мною была составлена картотека развивающих игр по формированию элементарных математических представлений, в неё вошли игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения.

Математические игры и упражнения в кругу семьи: «Подбери колёса к вагончикам», «Назови похожий предмет», «Собери бусы», «Составь картинку», «Собери цветок», «Что стоит у нас в квартире».

Для старших дошкольников : «Сравни число», «Найди соответствие примерам», «Дни недели», «Кто знает, пусть дальше считает».

Задачи: «Составление предметов по картинкам», «Преобразование фигуры», «Геометрические примеры».

Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку».

Также в моей копилке много развивающих игр сделанных своими руками:

- Головоломки из спичек.

- Игры со счётными палочками.

- Связанные горошинки на кнопках.

- Связанные шашки.

- логические («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Обезьянка», «Что лишнее», «Загадки в картинках», «Четвёртый лишний», «Цветные резиночки», «Разноцветный коврик»).

Большая ценность развивающих игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

С помощью развивающих игр индивидуализируется работа на занятиях, все занятия даются посильно каждому ребёнку с учётом его умственных возможностей. В коллективных играх, формируется качество личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.

Анализ результативности

Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребёнка - дошкольника. Для обследования уровня развития математических представлений детей моей группы, до начала работы по данной теме и после, использовались следующие методы педагогического анализа :

- анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;

- анализ деятельности детей в процессе развивающих игр;

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

В ходе данного педагогического анализа было выявлено, что:

- до – 68%, после - 72% детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.

- до – 54%, после - 62% детей знают порядковый счет.

- до -58%, после- 66% -знают геометрические фигуры и их признаки.

-до-65%, после- 85% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу, или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

-до59%, после -73% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).

-до 40%, после - 52% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.

Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 52% детей.

- до 62%, после-70% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.

-до 48%, после - 60% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.

-до 40%, после - 59% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.

У 54% детей сформированы пространственно-временные представления.

-до 50%, после 62% могут определить нахождение предметов по отношению к себе : правее, ниже, между и т. д.

-до 48%, после 65% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Во-первых, неумение детей взаимодействовать в окружающем социуме;

во-вторых, возникали трудности при создании развивающей среды для современного ребёнка – дошкольника; в-третьих, недостаточное понимание проблемы родителями воспитанников.

Ещё трудности и проблемы при использовании данного опыта состоят в том, что необходимо было не только разработать картотеку развивающих игр и упражнений, а так же изготовить сами игры. Необходимо, чтобы сам педагог владел хорошими знаниями и умениями в области развивающих игр.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Опытом моей работы могут воспользоваться воспитатели ДОО города при проведении НОД; в свободной деятельности. Обобщение и распространение данного педагогического инновационного опыта проводится через педагогические советы ДОУ, открытые просмотры в локальной сети ДОУ, размещение публикации в сети Интернет.

Надеюсь, что опыт моей работы вызовет интерес у начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Использование нетрадиционной техники изображения при обучении рисованию дошкольников» И в десять лет, и в семь, и в пять, Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий.

Инновационный педагогический опыт «Русский музыкальный фольклор в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Представление педагогического опыта Репиной Ирины Владимировны музыкального руководителя структурного подразделения «Красносельцовский детский.

План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 г. Дата Работа с детьми Работа с родителями Сентябрь Разработка и оформление дидактических.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников.Использование развивающих игровых пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №303 г. Уфа Республика Башкортостан Использование развивающих.

Инновационный педагогический опыт по нравственному воспитанию дошкольников 2 слайд Вот мои детки! И за кадром еще 25 ребят. Они пришли в детский сад такими несмелыми, неумелыми. Какими они вырастут? Как сформировать.

План по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний» (средняя группа) МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов Перспективный план по самообразованию Тема: «Использование развивающих игр.

Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников» Слайд 1 Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Инновационный педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи детей» Инновационный педагогический опыт : «Роль художественной литературы в развитии речи детей». воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад.

Опыт работы на тему «Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 9 июля 2018 в 11:50
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Старкова Екатерина (УИ 164906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД