Старкова Екатерина
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт работы
«Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста»
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать, считать и писать.
Публикация «Инновационный педагогический опыт работы, Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Воспитывать, развивать и обучать детей, помогут и развивающие математические игры. Их можно назвать «спортивным комплексом» для ума, для развития математических способностей ребёнка. Участвуя в игре, дети знакомятся с окружающим их миром, во всём его многообразии, расширяя свой кругозор.
Ребёнок учится воспринимать окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развёртываются во время игр, поэтому приобщение ребёнка к миру игры начинаем с раннего детства. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью тех или иных предметов, окружающих его в повседневной жизни. Задачи расположены в порядке возрастания: от простого, к сложному.
Актуальность педагогического опыта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий, расширять знания детей. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в свою работу я включила развивающие игры и упражнения.
Благодаря развивающим играм, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, также развивающие игры оказывает большое влияние и на речевое развитие ребёнка.
Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастёт в радость учения.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме. Игровые методы и приёмы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Условия возникновения, становления опыта тесно связаны с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДОО, внедрение инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям.
При организации работы я опиралась на следующие принципы: системности, активности, доступности, рациональности, прочности, гуманизма.
Развивающие игры математического содержания активизируют умственную деятельность, мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности знания и умения, находить закономерности, разгадывать ребусы, лабиринты и т. д. Для детей так же характерно образное мышление. Оно используется для привлечения внимания ребёнка к развивающим играм. Возбудить интерес к ним. В эти игры можно играть на полу, лёжа, стоя, кому как удобно.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
Детям интересно играть в развивающие математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, не возможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Теоретическая база
В настоящее время благодаря усилиям учёных и практиков, создана и успешно функционирует, совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.
Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Изучение психолого – педагогической и методической литературы передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации развивающих игр в детском саду.
Вопросы, связанные с организацией и методикой развивающих игр, широко представлены в работах отечественных педагогов и учёных.
При разработке системы развивающих игр я познакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей, как А. П. Усовой, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы.
А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др. особо подчеркивают общеразвивающий характер данных игр, его влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования развивающих игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребёнка, его латентные возможности, необходимо в развивающих играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций.
В ходе работы над данной темой, была задействована следующая литература:
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
2. Богуславская М., Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста». - М. : Просвещение, 1994.
3. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/
4. Давайте поиграем! / Под редакцией А. А. Столяра. – М., 2004.
5. Данилова В. В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.
6. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.
7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л. Г. Нисканен. – 2002.
8. Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.
9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком – М, 1990.
10. Метлина Л. С. Математика в детском саду : Пособие. - М. : Просвещение,1994. – 256с.
11. Сербина Е. А. Математика для малышей. – М, 1992.
12. Сидорчук Т. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи / Т. Сидорчук. – Ульяновск: 1996. – 290 с.
13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.
14. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1976.
15. Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.
16. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Успешное развитие ребёнка осуществляется через усвоение, овладения основными формами:
- логические;
- наглядно – образные;
- наглядно – действенные.
К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законом логики. Формирование и развитие логических структур, мышление должно осуществляться своевременно.
Основная форма мышления дошкольников – наглядно – образное восприятие, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии с различными предметами и игрушками.
В процессе формирования математических представлений используются разнообразные методы: практические, наглядные, игровые, моделирование. Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются :
- практическая деятельность детей с предметами или их заменителями (рисунками, моделями и т. д.);
- широкое использование дидактического материала;
- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;
- навыки счёта, вычисления, измерения и рассуждений;
- использование математических представлений в практической деятельности, игре, труде и других видах деятельности.
Наглядный метод не является самостоятельным в формировании элементарных математических представлений. Наглядным методом обучения является: показ, беседа, рассматривание, дидактические игры и упражнения.
Моделирование – является наглядно практическим приё мом в процесс обучения умственных действий: классификация, обобщение, анализ, которое способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.
Игровой метод при формировании элементарных математических представлений выступает как метод обучения. В игровом методе широко используются разнообразные развивающие игры (предметные, настольно-печатные и др.) и являются эффективным способом при формировании математических представлений во всех возрастных группах.
Каждый её компонент способствует формированию у ребёнка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов, новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Мною была составлена картотека развивающих игр по формированию элементарных математических представлений, в неё вошли игры на внимание, на развитие логического мышления, понятия и воображения.
Математические игры и упражнения в кругу семьи: «Подбери колёса к вагончикам», «Назови похожий предмет», «Собери бусы», «Составь картинку», «Собери цветок», «Что стоит у нас в квартире».
Для старших дошкольников : «Сравни число», «Найди соответствие примерам», «Дни недели», «Кто знает, пусть дальше считает».
Задачи: «Составление предметов по картинкам», «Преобразование фигуры», «Геометрические примеры».
Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Разложи детали по цвету», «Найди все треугольники, квадраты…», «Собери игру», «Сделай башню», «Сделай поезд или дорожку».
Также в моей копилке много развивающих игр сделанных своими руками:
- Головоломки из спичек.
- Игры со счётными палочками.
- Связанные горошинки на кнопках.
- Связанные шашки.
- логические («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Обезьянка», «Что лишнее», «Загадки в картинках», «Четвёртый лишний», «Цветные резиночки», «Разноцветный коврик»).
Большая ценность развивающих игр, в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат развитию и воспитанию детей. Благодаря использованию развивающих игр на занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
С помощью развивающих игр индивидуализируется работа на занятиях, все занятия даются посильно каждому ребёнку с учётом его умственных возможностей. В коллективных играх, формируется качество личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности. Задания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, чем те, которые представлены обычными упражнениями. Занимательный материал не только увлекает детей, но и способствует совершенствованию наблюдательности, памяти, мышления и речи.
Анализ результативности
Работа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребёнка - дошкольника. Для обследования уровня развития математических представлений детей моей группы, до начала работы по данной теме и после, использовались следующие методы педагогического анализа :
- анализ деятельности детей во время образовательной деятельности;
- анализ деятельности детей в процессе развивающих игр;
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В ходе данного педагогического анализа было выявлено, что:
- до – 68%, после - 72% детей считают до 5 и далее, знают цифры до 5, умеют называть числительные, обозначая количество.
- до – 54%, после - 62% детей знают порядковый счет.
- до -58%, после- 66% -знают геометрические фигуры и их признаки.
-до-65%, после- 85% детей умеют отсчитывать предметы по названному числу, или по образцу, владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
-до59%, после -73% детей умеют сравнивать предметы по длине методом наложения, определяют величину предметов (длинный, короткий, одинаковые).
-до 40%, после - 52% детей умеют определять положение предмета в пространстве. Остальные дети слабо различают понятия – впереди, сзади, близко, далеко.
Элементарные представления о времени и о частях суток сформированы у 52% детей.
- до 62%, после-70% умеют раскладывать предметы по увеличению или по уменьшению длины, называют и показывают круг, квадрат и треугольник.
-до 48%, после - 60% детей хорошо владеют понятием длины, ширины, высоты, сравнивают предметы наложением и визуально.
-до 40%, после - 59% детей употребляют в речи термины, обозначающие величину: тяжелее, легче, мельче, тоньше, глубже, толще.
У 54% детей сформированы пространственно-временные представления.
-до 50%, после 62% могут определить нахождение предметов по отношению к себе : правее, ниже, между и т. д.
-до 48%, после 65% детей умеют ориентироваться на листе бумаги.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Во-первых, неумение детей взаимодействовать в окружающем социуме;
во-вторых, возникали трудности при создании развивающей среды для современного ребёнка – дошкольника; в-третьих, недостаточное понимание проблемы родителями воспитанников.
Ещё трудности и проблемы при использовании данного опыта состоят в том, что необходимо было не только разработать картотеку развивающих игр и упражнений, а так же изготовить сами игры. Необходимо, чтобы сам педагог владел хорошими знаниями и умениями в области развивающих игр.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных учреждений. Опытом моей работы могут воспользоваться воспитатели ДОО города при проведении НОД; в свободной деятельности. Обобщение и распространение данного педагогического инновационного опыта проводится через педагогические советы ДОУ, открытые просмотры в локальной сети ДОУ, размещение публикации в сети Интернет.
Надеюсь, что опыт моей работы вызовет интерес у начинающих педагогов дошкольных образовательных организаций.