Крыжановская
Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструкторы для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
Воспитатель Крыжановская Нина Геннадьевна
Детский сад №4 «СемьЯ»
г. Новосибирск
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…»
А. Маркушевич
Математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены направления развития и образования воспитанников, в частности, область познавательного развития, которая предполагает формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Следовательно, в настоящее время актуален поиск новых эффективных средств, способствующих более быстрому, качественному усвоению математического материала в увлекательной и занимательной форме, а также развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Одним из таких является использование ТИКО – конструктора в совместной деятельности по математическому развитию через вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, направленную на освоение математических понятий и приобретение практических навыков плоскостного и объемного моделирования, с последующим их применением в самостоятельной деятельности дошкольников.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.
В составе ТИКО : треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Одним из важных факторов, влияющих на всестороннее развитие ребенка, в том числе и математическое, является развивающая предметно -пространственная среда. В группе функционирует «Центр ТИКО- конструирования», в котором организуется как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная детская деятельность под наблюдением и при поддержке взрослого.
Центр оснащён наборами ТИКО - конструкторов «Геометрия» и «Арифметика». С помощью набора «Геометрия» дети изучают основы геометрии: объемные фигуры (куб, призмы, пирамиды и т. д., пространственные фигуры и их развертки, изометрические проекции тел на плоскость. Немаловажна и работа со схемами – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Набор «Арифметика» способствует формированию у детей навыков счета, простых арифметических действий, запоминанию цифр и соотнесением их с количеством предметов.
В соответствии с разделом «Познавательное развитие» реализуемой ООП ДО, мною на основе методических пособий подобраны, адаптированы, разработаны игры и упражнения на основе материалов по ТИКО – конструированию, составлено тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию с включением материалов ТИКО - конструкторов.
№ Разделы программы Направленность материала ТИКО- конструирования Игры и упражнения
1. Количество и счет -счет (количественный, порядковый, прямой и обратный); «Раздели на группы», «Посели соседей», «Считай через один, через два…», «Построй дорожку от 2 до 6, и т. п.», «Какое число потерялось?», «Лесенка», «Числовой луч», моделирование плоскостных и объемных фигур.
- состав числа; «Засели домик», «Каких и сколько фигур нужно?», «Разноцветная дорожка», «Лесенка», «Какое число спряталось в фигуре?», моделирование плоскостных и объемных фигур.
-изучение цифр; «Найди пару», «Числовой луч» (прямой и обратный, от заданного числа, конструирование цифр.
-сравнение множеств; «Найди пару», «Сравни числа», «Больше - меньше», «Равно – не равно», «Построй цепочку».
-освоение понятий «Раздели на части (группы)», «Торт», «Волшебные фигуры»
- выполнение простых арифметических действий «Сколько квадратов в дорожке (осталось?», «Подбери знак», «Числовой луч», «Реши пример», «Составь пример», «Сделай поровну».
2. Величина Сравнение по величине (длина, ширина, высота, объем способом приложения, наложения, с помощью условной мерки) «Какая дорожка длиннее?», «Построй дорожку (длиннее, короче)», «Где больше, меньше», «Шире, уже», «Выше, ниже».
3. Геометрические фигуры геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция, пятиугольник, шестиугольник) «Собери фигуру», «Магический квадрат», «Угадай фигуры», моделирование плоскостных фигур по образцу, схеме.
4. Ориентировка в пространстве
«вверх», «вниз», «сбоку», а также -над, -под, -в, -на, -за, -перед, «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «справа», «слева»
«Заполни квадрат» (числа, фигуры, «Дорожка чисел», «Опиши узор», «Составь узор».
5. Логические задачи «Собери игровой куб», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Составь узор», «Продолжи ряд», «Поиск варианта».
«Количество и счет» :
«Цифровая дорожка» - закрепление умений детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно.
«Цифровой конструктор» - развитие умения детей запоминать цифры через выкладывание их из отдельных деталей конструктора.
«Какое число рядом» - развитие умения находить последующее и предыдущее числа к названному.
- «Составь пример» - упражнение в умении находить заданные цифры, нужные знаки, составлять пример и решать его.
- «Сравни числа» - упражнение в умении определять какое число больше или меньше и находить соответствующий знак.
- «Найди пару» - закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.
- «Состав числа» - упражнение детей в умении соотносить число с цифрой, раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
«Геометрические фигуры» :
- «Найди предмет» - развитие умения сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.
- «Мастерская форм» - формирование умения воспроизводить разновидности геометрически фигур.
«Ориентировка в пространстве» :
- «Расскажи про свой узор» - способствование овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина)
«Логические задачи» :
- «Что изменилось?» - закрепление знаний пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
«Величина» :
- «Похож – не похож» - формирование умения сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине.
- «Умные квадраты» - формирование умения сравнивать отрезки различной длины.
В процессе этой деятельности детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательный процесс образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, в сфере дошкольного образования ребенка. Содержание взаимодействия с родителями определяется целями и задачами данного направления работы и осуществляется через интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Для достижения образовательных результатов мною используются консультации, мастер – классы «Возможности конструктора ТИКО». Эти формы работы проводились с родителями с целью продемонстрировать возможности ТИКО – конструирования в математическом развитии старших дошкольников и обучение играм и упражнениям на основе ТИКО – конструктора, в частности наборов «Арифметика» и «Геометрия». Участвуя в мастер – классах, родители получают представление о вариантах использования ТИКО – конструктора, упражняются в приемах работы по формированию математических представлений у детей на основе ТИКО - конструирования. Приобретенные умения родители могут использовать для развития детей в условиях домашнего воспитания.
Спасибо за внимание!