Людмила Макарова
Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.
В проекте участвуют дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Обоснование проекта
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.
Публикация «Проект „Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Во-первых, родителей детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Во-вторых, группу с ОВЗ посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников.
Цель проекта : выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
В соответствии с целью были определены основные задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
2. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
-произвольного внимания;
-логического мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
3. Формировать навыки учебной деятельности:
-умение действовать по словесным инструкциям;
-контроль за собственными действиями.
4. На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Реализация проекта проходила в три этапа:
I этап - подготовительный (сентябрь)
Изучение:
-научно-методической литературы по теме исследования;
- понятий, касающихся темы проекта;
Подбор диагностического материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;
Создание предметно-развивающей среды;
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Изучение полученных результатов, выводы.
II этап – основной (октябрь – май)
Работа выстраивалась в двух направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
III этап – заключительный (май)
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ;
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.
Реализация проекта
Работу начала с диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук по следующим методикам:
«Дорожки» (по Л. А. Венгеру);
методика для изучения и оценки моторной персеверации (т. е. шаблонного повторения движения).
Проведенное диагностическое обследование в начале учебного года показало, что 70% детей средней группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 20% детей имеют выше среднего уровень и только 10% детей имеют среднего уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:
1. мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
2. пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус;
3. веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
4. прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
5. коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней,
коврики с наклеенными ладошками;
6. клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
7. шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
8. игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;
9. игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
10. «сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей;
11. моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
12. «волшебная коробка» с мелкими предметами, буквами;
13. мелкая мозаика;
14. мелкий конструктор;
15. разрезные картинки;
16. скрепки;
17. платочки;
18. перчатки с нашитыми пуговицами;
19. чётки;
20. ручки-самоучки;
21. карточки с фигурами;
22. карточки с дорожками;
23. мелкие предметы для перебирания;
24. палочки разной длины;
25. пинцеты;
26. резиночки;
27. вертушки;
28. ежики из киндеров;
29. рабочие тетради «прописи»;
30. изготовлены информационные стенды для родителей.
В группе все эти компоненты находятся в свободном доступе, чтобы вызывать у детей интерес и желание играть с ними.
Мною разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики : «На лесной полянке», «Подбери иголки к ежику», «Сделай узор», «Разрезные картинки», «Подбери крышку по цвету», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», «Идем по дорожке», «Волшебные прищепки», «Собери цепочку из скрепок», «Волшебная веревочка», «В гости к Машеньке».
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений. Поэтому мною составлены игровые комплексы, включающие следующие виды деятельности:
1. Массаж кистей рук с использованием скороговорок, стихов
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Работа с различным материалом (семена, бумага, шнурки и т. д.)
4. Игры на координацию движений.
Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная работа родителей и педагогов.
Поэтому моей задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
С целью знакомства родителей с особенностями развития детей среднего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Играем пальчиками и развиваем речь», были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ».
Было проведено воспитательное мероприятие «Путешествие в страну Детства», где родители могли понаблюдать за воспитательно-образовательным процессом и получить необходимые рекомендации.
Результативность
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие. Улучшились память и речь. Дети к концу учебного года успешно прошли диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук. Стоит отметить, что многие воспитанники группы научились застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.
Результаты диагностического обследования уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук детей средней группы с ОВЗ на начало и конец учебного года представлены в диаграмме.
В ходе работы над проектом :
1. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизирован материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
3. Подготовлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка.