Сырга Уртунай
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речи имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоения слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Публикация «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
План- сетка коррекционной работы
Всего 24 занятий,
Время: два раза в неделю по 20 минут.
Форма занятий: подгрупповые (по 4 человека)
Подготовительный этап
(4 занятия)
Цель: Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Невербальный подэтап (табл. 1)
Фрагмент занятия
Организационный момент
Логопед- ребята посмотрите, кто к нам пришел на занятие?
Дети- Незнайка.
Развитие слухового гнозиса
Логопед- Незнайка хочет научиться играть на музыкальных инструментах, но он не знает как звучит каждый из этих инструментов (дети рассматривают предметные картинки с изображением муз. инструментов). Давайте, поможем ему. Но сначала проверим, знаете ли вы название муз. Инструментов. Я буду назвать инструмент, а вы показываете картинку, на которой он изображен: барабан, дудка, труба и. т. д. (дети показывают соответствующие картинки).
А сейчас внимательно слушайте слушайте и внимательно поднимите картинку изображение того инструмента, который звучит.
Логопед поочередно играет на инструментах за ширмой, а дети поднимают, картинку (например, стучит по барабану, а затем спрашивает у детей, какой муз. инструмент они слышали).
Дифференциация звучания долгих и коротких звуков
Логопед- Ребята, скажите, все эти инструменты звучит одинокого?
Дети- Нет.
Логопед- Правильно, они звучат по-разному, давайте, еще раз послушаем и сравним (логопед играет на барабане). Какой звук мы слышим, короткий или длинный?
Дети- Короткий.
Логопед- Какой звук мы слышим, когда играем на дудке?
Дети-длинный.
Логопед- правильно. Теперь, определите, какой звук мы слышим, когда играем на бубне?
Дети- Короткий.
Логопед- Определите, какой звук мы слышим, когда играем на губной гармошке?
Дети- длинный.
Развитие слухового внимания и памяти
Логопед- давайте поиграем: Вы будете внимательно слушать, и запомнить, сколько раз я ударю в барабан, а вы столько же раз должны хлопнуть в ладоши.
Вербальный подэтап (табл. 2)
Фрагмент занятия
Игра «Паровоз»
Логопед- начнем наше путешествие (дети встают друг за другом «паровозиком») :
По железной по дороге
Едет-едет паровоз.
Едет-едет паровоз. -
Деток далеко повез.
Паровоз кричит:
Дети- Ду-Ду!
Я иду, иду, иду!
Таблица 1
Невербальный подэтап
Название подэтапа Направление работы Количество занятий
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ
Цель: усвоение неречевых ритмов 1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиза и с, слуховой памяти на материале неречевых звуков;
2. Работа нал ритмом (сначала над простым, затем над сложным)
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку (данные виды работ проводились на музыкальных занятиях и на логоритмике).
4. Развитие динамического прикуса рук.
5. Развитие реципрокной координации рук. 2
Вербальный подэтап
Название подэтпа Направление работы Количество занятий
ВЕРБАЛЬНЫЙ
Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов 1. Формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).
2. Дифференциация короткий и длинных слов.
3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
4. Дифференциация слоговых рядов по длине.
5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, закрытых и обратных слогов (пап, ап).
6. Формирования, умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.
2
Логопед – А вагоны стучат, а вагоны говорят:
Дети- Так-так-так! Так-так-так!
Логопед- где первый вагон?
Ребенок который идет впереди произносит: «Ду-ду»
Логопед- где второй вагон, третий, четвертый?
Дети по очереди произносят: «Ду-Ду». Затем задания усложняется: логопед произносит порядковые номера в произвольной последовательности, а дети должны услышав свой номер, произнести «Ду-Ду».
Координация речи с движениями
Логопед- Ехать в поезде тепло
Поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима,
Наступили холода.
Наступили холода?
Дети- да-да-да (имитация поеживания от холода).
Логопед- превратилась в лед вода?
Дети- да-да-да.
Логопед- поскользнулись мы на льду?
Дети- Ду-ду-ду (имитация движений).
Логопед- Я на лыжах иду.
Дети - Ду-ду-ду (имитация движений).
Логопед- на снегу, смотри, следы.
Дети- ды-ды-ды (всматриваются в пол).
Логопед- ну, заяц, погоди!
Дети- ди-ди-ди (грозят указательным пальцем).
Развитие слухового внимания
Логопед- А теперь мы поедем на….(показ игрушки - машины).
Дети- на машине.
Логопед- Вот едет к нам машина,
Шурша своими шинами
Ши-ши-ши.
Со мной поедет только те ребята, которые будут внимательно слушать и правильно выполнять задания.
Повторите ШИ столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши, (дети слушают и произносят 1,2,3 раза)
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Организационный момент
Логопед- Ребята, посмотрите внимательно на картину, что вы видите (показ пейзажа «Лес»?
Дети- Лес, деревья.
Логопед- правильно, это лес и к нам сегодня занятия пришли лесные жители ( на столе появляются игрушки: мишка, лиса, зайчик, белка, ежик, волк).
Подэтап гласные
Название подэтапа Направления работы Количество занятий
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Цель: отработка ритмической структуры на материале гласных звуков 1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».
2. Повторение звуков за логопедом с выделение ударного.
3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков.
4. Произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед.
4
Динамические упражнения «Прогулка»
Логопед- раз-два-три-четыре-пять-
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
-По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем.
Ходьба «змейкой» между «кочками»,
Лежащими на полу, взявшись за руки.
- На носочке дети встали,
По дорожке побежали.
Бег на носках.
- И на каблучках пойдем,
Через лужу перейдем.
Ходьба на пятках.
Дети выполняют упражнения в заданном темпе.
Закрепление понятия «гласный звук»
Логопед- посмотрите, кого мы встретили в лесу?
Дети- лису, мишку, зайца, ежика, волка, белку.
Логопед- правильно, а как мы можем назвать этих зверей?
Дети- дикие животные, лесные жители, жители леса, лесные звери.
Логопед- это сказочный лес и звери в нем сказочные, послушайте, как они общаются (детям предлагается прослушать различные сочетания гласных звуков АА, АУ, ИО, ОА и. т. д., с помощи каких звуов?
Дети- с помощью гласных звуков.
Логопед- назовите гласные звуки, которые вы услышали.
Дети- А,У,И,О.
Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, и слуховой памяти на материале гласных звуков
Логопед- произнесите звук А (О,И,У) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.
Дети произносят поочередно звуки.
Логопед- давайте поиграем: я буду разговаривать с вами на языке лесных жителей, но без голоса, а вы внимательно смотрите на меня и повторяйте это вслух (логопед беззвучно артикулирует различные сочетания гласных звуков АОИ, ИОА, ИАИ и. т. д.)
Дети (произносят вслух) – АОИ, ИОА, УАО и. т. д.
Подэтап слоги (табл. 4)
Фрагмент занятия
Отработка слогов со сочетанием согласных звуков
Логопед- ребята, посмотрите, что растет у Мишки в саду (показывает предметную картинку с изображением овощей?
Огу (рцы, капу… (ста, реди (ска).
Дети- поднимают соответствующие карточки и договаривают окончания.
Логопед- как можно назвать одним словом, все то, что выращивает Мишка?
Дети- овощи
Игра с мячом
Логопед- ребята, а вы хотите вместе с Мишкой работать в саду и выращивать овощи?
Дети-да!
Логопед- Мишке нужны ловкие помощники, поэтому давайте поиграем. Я буду бросать мяч и говорить – А, а вы ловите и возвращайте с произнесением слога – СТА.
Подэтап слоги
Название подэтапа Направления работ Количество занятий
СЛОГИ
Цель: усвоение различных типов слогов. 1. Формирования и закрепление понятия «слог».
2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытие, закрытие, со стечением согласных).
3. Формирование, умения плавно переключаться с одного слога на другой.
4
Аналогично работа проводится с другими слогами О-СТО, У-СТУ, Ы-СТЫ, И-СТИ.
Игра «скажи наоборот».
Логопед- молодцы, с предыдущим заданием вы справились, а теперь я буду называть слог, а вы должны сказать его наоборот. Например: ТСА-АТС. ТСЫ-… ТСУ-… ТСО-… ТСИ-…
Дети- ЫСТ, УСТ, ОСТ, ИСТ.
Пальчиковая игра «Капуста»
Логопед- мишка посмотрел, какие вы ловкие и просит помочь ему сделать салат. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, из чего мы будем делать салат?
Дети- из овощей.
Логопед- какие овощи изображены на картинке? (логопед говорит первую часть слова, а дети произносят окончание: капу…ста, морко…вка).
Логопед-повторяйте слова и движения за мной :
Мы капусту режем-режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем, (потереть кулачок о кулачок)
Мы капусту солим, солим (поочередно поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимать и разжимать кулачки)
Подэтап слова (табл. 5)
Фрагмент занятия
Организационный момент
У меня растут года.
Будет и семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься
Сегодня на занятии мы вспомним профессии, которые знаем и познакомимся с новыми.
Таблица 5
Название подэтапа Направления работы Количество занятий
Слова
Цель:Формирование правильного произношения слоговой структуры слова первых 4-х классов слов 1. Формирование и закрепление понятия «слово».
2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4-х классов слов.
3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.
4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов. 8
Обработка двухсложных слов с закрытых слогом
Логопед- я буду показывать картинки, а вы называете профессии людей, которые изображены на них. (логопед показывает иллюстрации – шофер, повар, маляр)
Дети- шофер, повар, маляр (произносят хором и индивидуально).
Игра «Телеграф»
Логопед- ребята, давайте поиграем в «телеграф». Вы должны «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). Слова- маляр,шофер, повар.
Дети- отстукивают ритмическую структуру сначала с проигрыванием данных слов, затем беззвучно.
КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Логопед- ребята, сейчас попробуем выполнить работу тех людей, про профессии которых мы еще не говорили.
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо, влево приставляя ладонь к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги. («Распашонка»- присесть, встань, выставляя поочередно ногу на пятку)
ИГРОВОЙ ЭТАП
(4 занятия)
Цель: отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, стихов и других текстов.
Подэтап – тексты (табл. 6)
Конспект занятия
Тема: Птица
Цели:
Образовательные- уточнение и расширение словаря по теме «птицы».
Коррекционные- развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале слов. Отработки слоговой структуры на материале первых 4-х классов слов; формирование слогового анализа и синтеза слов. Развитие мелкой и общей моторики; формирование чувства ритма и интонационной выразительности.
Воспитательные- воспитание чувства любви к природе и взаимопомощи.
Оборудование- иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гусь, сова, петух, дятел, ворона, сорока, синица, курица). Сюжетная картинка «На заборе».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед- все теплее воздух вешний.
Светит солнце сквозь туман,
И скворец в свою скворешню
Прилетел из дальних стран.
1. Отработка слоговой структуры слов.
Логопед- ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки?
Дети- птица.
Логопед-правильно, а каких еще вы знаете птиц?
Ва-ва-ва- сидит на дереве…
Дети- сова.
Логопед- долбит он в лесу сук,
Раздается: тук-тук-тук!
Дети-дятел.
Логопед-с золотистым гребешком
Гордо ходит он кругом.
Дети-петух.
Логопед- на даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижки, воробьи и…
Дети-синицы.
Логопед-немного я боюсь
Это птица-важный…
Дети-гусь.
2. Игры «строим скворечник»
Логопед- вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы которые живут с человеком?
Дети-домашние.
Логопед-назовите этих птиц.
Дети- гусь, петух, курица.
Логопед- о домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах?
Ребята, давайте для них строим скворечник.
Хором- мы строители (прижать руки к груди, затем, вытянуть их вперед)
Тук-тук молотком, (ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх)
Строим, строим новый дом.
Дом с трубой и с красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить прямые ладони «домиком»)
Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх)
Дом скворечником зовем
Мы расселим птичек в нем.
3. Игра «рассели птиц»
Логопед- скворечник мы построили большой трехэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица.
Дети- на первом этаж- гусь, на втором- сова, петух, дятел, на третьем- сорока, синица, курица.
4. Чтение стихотворения хором с отстукиванием ритма.
Хором – гуси, гуси!
Га-га-га!
Есть хотите!
Да-да-да!
Затем дети становятся парами и читают стихотворения с отсутствием ритма без помощи логопеда.
5. Составление предложений по сюжетной картинке.
Логопед- ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено?
Дети-забор, петух, курицы.
Логопед- составьте предложения по картинке.
Дети- на заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняют кур.
Логопед- сколько слогов в слове – «петух»?
Дети- 2 слога.
Логопед- назовите, первый, последний слог.
Дети- ПЕ, ТУХ.
6. ИГРА С МЯОМ
Логопед- я буду бросать мяч и просить назвать домашнюю птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (дети выполняют задание)
7. Итого занятия.
Логопед задает детям вопросы по изученной теме и хвалит всех за работу на занятии.