МААМ-картинки

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Сырга Уртунай
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речи имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоения слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикация «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах

План- сетка коррекционной работы

Всего 24 занятий,

Время: два раза в неделю по 20 минут.

Форма занятий: подгрупповые (по 4 человека)

Подготовительный этап

(4 занятия)

Цель: Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Невербальный подэтап (табл. 1)

Фрагмент занятия

Организационный момент

Логопед- ребята посмотрите, кто к нам пришел на занятие?

Дети- Незнайка.

Развитие слухового гнозиса

Логопед- Незнайка хочет научиться играть на музыкальных инструментах, но он не знает как звучит каждый из этих инструментов (дети рассматривают предметные картинки с изображением муз. инструментов). Давайте, поможем ему. Но сначала проверим, знаете ли вы название муз. Инструментов. Я буду назвать инструмент, а вы показываете картинку, на которой он изображен: барабан, дудка, труба и. т. д. (дети показывают соответствующие картинки).

А сейчас внимательно слушайте слушайте и внимательно поднимите картинку изображение того инструмента, который звучит.

Логопед поочередно играет на инструментах за ширмой, а дети поднимают, картинку (например, стучит по барабану, а затем спрашивает у детей, какой муз. инструмент они слышали).

Дифференциация звучания долгих и коротких звуков

Логопед- Ребята, скажите, все эти инструменты звучит одинокого?

Дети- Нет.

Логопед- Правильно, они звучат по-разному, давайте, еще раз послушаем и сравним (логопед играет на барабане). Какой звук мы слышим, короткий или длинный?

Дети- Короткий.

Логопед- Какой звук мы слышим, когда играем на дудке?

Дети-длинный.

Логопед- правильно. Теперь, определите, какой звук мы слышим, когда играем на бубне?

Дети- Короткий.

Логопед- Определите, какой звук мы слышим, когда играем на губной гармошке?

Дети- длинный.

Развитие слухового внимания и памяти

Логопед- давайте поиграем: Вы будете внимательно слушать, и запомнить, сколько раз я ударю в барабан, а вы столько же раз должны хлопнуть в ладоши.

Вербальный подэтап (табл. 2)

Фрагмент занятия

Игра «Паровоз»

Логопед- начнем наше путешествие (дети встают друг за другом «паровозиком») :

По железной по дороге

Едет-едет паровоз.

Едет-едет паровоз. -

Деток далеко повез.

Паровоз кричит:

Дети- Ду-Ду!

Я иду, иду, иду!

Таблица 1

Невербальный подэтап

Название подэтапа Направление работы Количество занятий

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ

Цель: усвоение неречевых ритмов 1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиза и с, слуховой памяти на материале неречевых звуков;

2. Работа нал ритмом (сначала над простым, затем над сложным)

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку (данные виды работ проводились на музыкальных занятиях и на логоритмике).

4. Развитие динамического прикуса рук.

5. Развитие реципрокной координации рук. 2

Вербальный подэтап

Название подэтпа Направление работы Количество занятий

ВЕРБАЛЬНЫЙ

Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов 1. Формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).

2. Дифференциация короткий и длинных слов.

3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.

4. Дифференциация слоговых рядов по длине.

5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, закрытых и обратных слогов (пап, ап).

6. Формирования, умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

2

Логопед – А вагоны стучат, а вагоны говорят:

Дети- Так-так-так! Так-так-так!

Логопед- где первый вагон?

Ребенок который идет впереди произносит: «Ду-ду»

Логопед- где второй вагон, третий, четвертый?

Дети по очереди произносят: «Ду-Ду». Затем задания усложняется: логопед произносит порядковые номера в произвольной последовательности, а дети должны услышав свой номер, произнести «Ду-Ду».

Координация речи с движениями

Логопед- Ехать в поезде тепло

Поглядим-ка мы в окно.

А на улице зима,

Наступили холода.

Наступили холода?

Дети- да-да-да (имитация поеживания от холода).

Логопед- превратилась в лед вода?

Дети- да-да-да.

Логопед- поскользнулись мы на льду?

Дети- Ду-ду-ду (имитация движений).

Логопед- Я на лыжах иду.

Дети - Ду-ду-ду (имитация движений).

Логопед- на снегу, смотри, следы.

Дети- ды-ды-ды (всматриваются в пол).

Логопед- ну, заяц, погоди!

Дети- ди-ди-ди (грозят указательным пальцем).

Развитие слухового внимания

Логопед- А теперь мы поедем на….(показ игрушки - машины).

Дети- на машине.

Логопед- Вот едет к нам машина,

Шурша своими шинами

Ши-ши-ши.

Со мной поедет только те ребята, которые будут внимательно слушать и правильно выполнять задания.

Повторите ШИ столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши, (дети слушают и произносят 1,2,3 раза)

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Организационный момент

Логопед- Ребята, посмотрите внимательно на картину, что вы видите (показ пейзажа «Лес»?

Дети- Лес, деревья.

Логопед- правильно, это лес и к нам сегодня занятия пришли лесные жители ( на столе появляются игрушки: мишка, лиса, зайчик, белка, ежик, волк).

Подэтап гласные

Название подэтапа Направления работы Количество занятий

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Цель: отработка ритмической структуры на материале гласных звуков 1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».

2. Повторение звуков за логопедом с выделение ударного.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков.

4. Произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед.

4

Динамические упражнения «Прогулка»

Логопед- раз-два-три-четыре-пять-

В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

-По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.

Ходьба «змейкой» между «кочками»,

Лежащими на полу, взявшись за руки.

- На носочке дети встали,

По дорожке побежали.

Бег на носках.

- И на каблучках пойдем,

Через лужу перейдем.

Ходьба на пятках.

Дети выполняют упражнения в заданном темпе.

Закрепление понятия «гласный звук»

Логопед- посмотрите, кого мы встретили в лесу?

Дети- лису, мишку, зайца, ежика, волка, белку.

Логопед- правильно, а как мы можем назвать этих зверей?

Дети- дикие животные, лесные жители, жители леса, лесные звери.

Логопед- это сказочный лес и звери в нем сказочные, послушайте, как они общаются (детям предлагается прослушать различные сочетания гласных звуков АА, АУ, ИО, ОА и. т. д., с помощи каких звуов?

Дети- с помощью гласных звуков.

Логопед- назовите гласные звуки, которые вы услышали.

Дети- А,У,И,О.

Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, и слуховой памяти на материале гласных звуков

Логопед- произнесите звук А (О,И,У) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

Дети произносят поочередно звуки.

Логопед- давайте поиграем: я буду разговаривать с вами на языке лесных жителей, но без голоса, а вы внимательно смотрите на меня и повторяйте это вслух (логопед беззвучно артикулирует различные сочетания гласных звуков АОИ, ИОА, ИАИ и. т. д.)

Дети (произносят вслух) – АОИ, ИОА, УАО и. т. д.

Подэтап слоги (табл. 4)

Фрагмент занятия

Отработка слогов со сочетанием согласных звуков

Логопед- ребята, посмотрите, что растет у Мишки в саду (показывает предметную картинку с изображением овощей?

Огу (рцы, капу… (ста, реди (ска).

Дети- поднимают соответствующие карточки и договаривают окончания.

Логопед- как можно назвать одним словом, все то, что выращивает Мишка?

Дети- овощи

Игра с мячом

Логопед- ребята, а вы хотите вместе с Мишкой работать в саду и выращивать овощи?

Дети-да!

Логопед- Мишке нужны ловкие помощники, поэтому давайте поиграем. Я буду бросать мяч и говорить – А, а вы ловите и возвращайте с произнесением слога – СТА.

Подэтап слоги

Название подэтапа Направления работ Количество занятий

СЛОГИ

Цель: усвоение различных типов слогов. 1. Формирования и закрепление понятия «слог».

2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытие, закрытие, со стечением согласных).

3. Формирование, умения плавно переключаться с одного слога на другой.

4

Аналогично работа проводится с другими слогами О-СТО, У-СТУ, Ы-СТЫ, И-СТИ.

Игра «скажи наоборот».

Логопед- молодцы, с предыдущим заданием вы справились, а теперь я буду называть слог, а вы должны сказать его наоборот. Например: ТСА-АТС. ТСЫ-… ТСУ-… ТСО-… ТСИ-…

Дети- ЫСТ, УСТ, ОСТ, ИСТ.

Пальчиковая игра «Капуста»

Логопед- мишка посмотрел, какие вы ловкие и просит помочь ему сделать салат. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, из чего мы будем делать салат?

Дети- из овощей.

Логопед- какие овощи изображены на картинке? (логопед говорит первую часть слова, а дети произносят окончание: капу…ста, морко…вка).

Логопед-повторяйте слова и движения за мной :

Мы капусту режем-режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем, (потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим (поочередно поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимать и разжимать кулачки)

Подэтап слова (табл. 5)

Фрагмент занятия

Организационный момент

У меня растут года.

Будет и семнадцать

Где работать мне тогда?

Чем заниматься

Сегодня на занятии мы вспомним профессии, которые знаем и познакомимся с новыми.

Таблица 5

Название подэтапа Направления работы Количество занятий

Слова

Цель:Формирование правильного произношения слоговой структуры слова первых 4-х классов слов 1. Формирование и закрепление понятия «слово».

2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4-х классов слов.

3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.

4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов. 8

Обработка двухсложных слов с закрытых слогом

Логопед- я буду показывать картинки, а вы называете профессии людей, которые изображены на них. (логопед показывает иллюстрации – шофер, повар, маляр)

Дети- шофер, повар, маляр (произносят хором и индивидуально).

Игра «Телеграф»

Логопед- ребята, давайте поиграем в «телеграф». Вы должны «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). Слова- маляр,шофер, повар.

Дети- отстукивают ритмическую структуру сначала с проигрыванием данных слов, затем беззвучно.

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Логопед- ребята, сейчас попробуем выполнить работу тех людей, про профессии которых мы еще не говорили.

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор. (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту. (повороты вправо, влево приставляя ладонь к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги. («Распашонка»- присесть, встань, выставляя поочередно ногу на пятку)

ИГРОВОЙ ЭТАП

(4 занятия)

Цель: отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, стихов и других текстов.

Подэтап – тексты (табл. 6)

Конспект занятия

Тема: Птица

Цели:

Образовательные- уточнение и расширение словаря по теме «птицы».

Коррекционные- развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале слов. Отработки слоговой структуры на материале первых 4-х классов слов; формирование слогового анализа и синтеза слов. Развитие мелкой и общей моторики; формирование чувства ритма и интонационной выразительности.

Воспитательные- воспитание чувства любви к природе и взаимопомощи.

Оборудование- иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гусь, сова, петух, дятел, ворона, сорока, синица, курица). Сюжетная картинка «На заборе».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед- все теплее воздух вешний.

Светит солнце сквозь туман,

И скворец в свою скворешню

Прилетел из дальних стран.

1. Отработка слоговой структуры слов.

Логопед- ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки?

Дети- птица.

Логопед-правильно, а каких еще вы знаете птиц?

Ва-ва-ва- сидит на дереве…

Дети- сова.

Логопед- долбит он в лесу сук,

Раздается: тук-тук-тук!

Дети-дятел.

Логопед-с золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом.

Дети-петух.

Логопед- на даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижки, воробьи и…

Дети-синицы.

Логопед-немного я боюсь

Это птица-важный…

Дети-гусь.

2. Игры «строим скворечник»

Логопед- вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы которые живут с человеком?

Дети-домашние.

Логопед-назовите этих птиц.

Дети- гусь, петух, курица.

Логопед- о домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах?

Ребята, давайте для них строим скворечник.

Хором- мы строители (прижать руки к груди, затем, вытянуть их вперед)

Тук-тук молотком, (ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и с красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить прямые ладони «домиком»)

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх)

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем.

3. Игра «рассели птиц»

Логопед- скворечник мы построили большой трехэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица.

Дети- на первом этаж- гусь, на втором- сова, петух, дятел, на третьем- сорока, синица, курица.

4. Чтение стихотворения хором с отстукиванием ритма.

Хором – гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите!

Да-да-да!

Затем дети становятся парами и читают стихотворения с отсутствием ритма без помощи логопеда.

5. Составление предложений по сюжетной картинке.

Логопед- ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено?

Дети-забор, петух, курицы.

Логопед- составьте предложения по картинке.

Дети- на заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняют кур.

Логопед- сколько слогов в слове – «петух»?

Дети- 2 слога.

Логопед- назовите, первый, последний слог.

Дети- ПЕ, ТУХ.

6. ИГРА С МЯОМ

Логопед- я буду бросать мяч и просить назвать домашнюю птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (дети выполняют задание)

7. Итого занятия.

Логопед задает детям вопросы по изученной теме и хвалит всех за работу на занятии.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНРФормирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии,.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Опубликовано: 11 марта 2016 в 08:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Сырга Уртунай (УИ 537605) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД