Анастасия Глинина
Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является малоизученной и недостаточно описанной темой.
Публикация «Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребёнка следует начинать с подготовительного этапа - с отработки звукоподражания.
Активизация речевого подражания
Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. В речевую практику ребенка вводится плавное произнесение на одном выдохе ряда гласных с постепенным наращиванием их количества: ау, ауи, ауиэ и т. д. Затем ребенку предлагают произносить ряд гласных, изменяя их место в ряду: ауи, аиу, уиа и т. д.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо начинать с развития подражания вообще : «Сделай, как делаю я». Нужно научить детей подражать действиям с предметами, движениям рук, ног.
В итоге работы на этом этапе формирования слоговой структуры слова дети должны научиться соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
На этом этапе работы можно использовать пособия, которые разработаны для работы с неговорящим ребё нком:
1. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.
2. Созонова Н. Читать раньше, чем говорить.
Далее, когда появились аморфные слова, можно переходить к фразе:
1. Новикова-Иванцова Т. Н. "От слова к фразе" книга 1, 2, 3.
С детьми с нарушением интеллекта можно использовать следующие пособия:
1. Шишкина Н. А. "Мои первые слова".
2. Кислякова Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Далее приступаем к основному коррекционному этапу.
Формирование первых форм слов
Прежде всего, необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога (ДОМ ВОТ ТУТ, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно) (АНЯ МАМА БУСЫ ВАЗА БАНАН МАШИНА).
К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. На этом этапе можно использовать следующие игры:
1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, слухового восприятия:
где позвонили?
узнай музыкальный инструмент по звуку.
сколько раз ударили в барабан?
2. Различные способы воспроизведения ритма:
- отхлопывание в ладоши,
- отстукивание мячом об пол,
- использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
• Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
• Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и найти сторону кубика с нужным количеством точек (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
• Воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого, по заданному рисунку (вспомните забытую игру в ладошки)
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных
Начинаем с односложных слов (мост куст.). При переходе к словам со стечением 2, 3- х сложных, следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).
Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу.
При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.
Дети с речевым недоразвитием с трудом усваивают слоговую структуру слов, им необходимо специальное коррекционно-педагогическое обучение. Детям дошкольного возраста необходимо преподносить весь материал в игровой, интересной им форме, для этого были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова.
Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова педагогу нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее.
ИГРЫ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА :
1. «Слоговая шнуровка» : развитие мелкой моторики, развитие слоговой структуры трёхсложных слов.
2. «Пианино» : движения пальца соответствует одному слогу.
3. «Ступеньки» : необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.
4. «Найди свой домик» : соотнесение картинок по количеству слогов в словах.
5. «Слоговое лото» : автоматизация поставленных звуков в словах, учимся делить слова на слоги.
6. «Шагалки» : на полу лежат «мякиши». Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию.
7. Развитие слоговой структуры слова на занятиях по звуковой культуре речи.
8. Использование компьютерных технологий на занятиях:
• «Дирижёр» : делим слога на слоги, как будто дирижируя.
• «Что ты запомнил?» Логопед раскладывает перед ребё нком 3-4 картинки и говорит: «Рассмотри предметы, запомни их, а потом назови то, что ты запомнил».
В заключении хочется добавить, работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.