Инна Кочергина
Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.
Публикация «Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа музыкального руководителя
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.
Музыка предоставляет ребёнку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.
Особое место музыка и движения занимают в развитии и коррекции отклонений в развитии детей с различными проблемами.
Методика музыкального воспитания в работе с детьми, имеющими нарушения речи ставит перед собой цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции нарушений речи детей данной категории.
Задачи музыкального развития дошкольников с нарушениями речи в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального воспитания по отношению к дошкольникам с нарушениями речи обусловлены, прежде всего, тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Музыкальное развитие детей с ОНР находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития и осуществляется с помощью специальных средств воздействия, направленных на формирование восприятия музыки, вокально-хоровых, музыкально-ритмических навыков, игры на детских музыкальных инструментах.
Работа по музыкальному развитию детей с ОНР имеет определенную коррекционную направленность, которая осуществляется как на музыкальных занятиях, в процессе восприятия музыкальных произведений, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, так и вне таких занятий — в музыкально-игровой, музыкально-театрализованной и в культурно-досуговой деятельности.
Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи, так же как и их нормально развивающихся сверстников, происходит в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. Однако этот процесс имеет особенности, которые определяют и содержание, и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребёнка. Учет клинико-психологических особенностей развития ребенка с различными вариантами психического дизонтогенеза является обязательным условием в определении организационной, дидактической, конструктивной, коммуникативной сторон процесса музыкального воз-действия на детей данной категории.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР, является:
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать музыкальный, фонематический слух;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
- совершенствовать просодическую сторону речи (темп, тембр, силу голоса, выразительность);
- развивать темп, ритм, пластичность и выразительность движений;
- развивать общую координацию движений;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- воспитывать адекватную самооценку и уверенность в себе;
- осуществлять контроль за звукопроизношением.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, медицинских работников, психолога, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.