Галина Лепп
Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается системное нарушение речи, то есть звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи и, в том числе, слоговой структуры слова. Дети затрудняются в произношении слов из 2-3 слогов с прямыми и обратными слогами, слов со стечением согласных; не могут правильно повторить предложение, согласовать части речи. Они искажают порядок слогов, сокращают или замещают слоги в словах. Такие дефекты на фоне нарушенного звукопроизношения делают речь детей неразборчивой и аграмматичной. Это, в свою очередь, может привести к дисграфии и дислексии и оказать неблагоприятное влияние на успешность обучения ребенка в школе. Осуществляя работу по коррекции общего недоразвития речи, я обратила внимание на то, что овладение произношением слоговой структуры слов представляет для таких детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
Публикация «Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т, А, Ткаченко» размещена в разделах
Все вышеизложенное побудило меня начать целенаправленную работу над темой «Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко».
Актуальность своей темы вижу в том, что:
- своей деятельностью я реализую заказ государства и общества на повышение интеллектуального и речевого развития будущих граждан России;
- используемый мною методический и дидактический материал соответствует требованиям федерального и регионального образовательных стандартов;
- использование новых программ и технологий, оптимизация методов и приемов активизирует деятельность моих воспитанников в период формирования у них речевых навыков и способствует исправлению нарушений слоговой структуры слова;
- актуальность обеспечивается взаимодействием всех специалистов в коррекционной работе над слоговой структурой слов.
Новизна моего опыта заложена в принципах:
- принцип интеграции, который предусматривает возможность использования содержания работы по моей теме в разных разделах образования и ее реализацию через разные виды образовательной деятельности: игровой, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной;
- создание новых условий для коррекционного воздействия на детей в области коррекции слоговой структуры слова через обновление содержания речевого центра и логопедического уголка, дидактических игр и пособий логопедического кабинета;
- используемые мною методические рекомендации, пособия дают возможность каждому моему воспитаннику реализовать свои способности в обществе сверстников;
- современные подходы дают возможность стимулировать творческую активность и воображение, привлекают интерес детей, совершенствуют эмоционально-речевую сферу, психические процессы, тем самым активизируя деятельность детей и способствуя эффективной коррекции слоговой структуры слова.
Тема моего опыта работы раскрывает пути и средства обновления содержания коррекционного образования дошкольников через внедрение новых программ, педагогических технологий и методических рекомендаций нового поколения:
- федеральной программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»
- технологии Т. А. Ткаченко по коррекции ОНР «Если дошкольник плохо говорит», «В первый класс без дефектов речи»;
- методические рекомендации Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».
Данное содержание коррекционного образования предусматривает развитие всех сторон устной речи: лексики, грамматики, звукопроизношения моих воспитанников с диагнозом ОНР.
Практическая значимость моей работы состоит в том, что использованная мною система коррекции слоговой структуры слова дает хорошие результаты, адаптирована к детям логопедической группы. Кроме того, используемые мною конспекты, перспективные планы, дидактические игры и пособия позволяют мне работать в определенной последовательности, системно.
Убедившись в правильности выбора темы «Коррекция нарушений слоговой структуры слова с использованием инновационных технологий», я поставила перед собой цель: повысить уровень сформированности слоговой структуры у моих воспитанников и прийти к намеченной цели через решение задач:
- создание условий для формирования слоговой структуры слова у дошкольников;
- обеспечение методического сопровождения своего опыта работы;
- оптимизация эффективных средств и методов воздействия на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР;
- разработка критериев диагностики по оценке сформированности слоговой структуры слов у детей.
Так как я применяю в своей работе методические рекомендации Т. А. Ткаченко, то коррекцию нарушений слоговой структуры слова решила также вести по ее разработкам с учетом всех компонентов речи.
Новизна ее авторского подхода в том, что он предполагает:
- высокую эффективность, подтвержденную многолетней практической деятельностью;
- наличие подготовительного этапа в виде создания фонетико-фонематической базы;
- уточнение семантики слова до начала отработки его слогового состава, а затем их параллельное закрепление;
- фонетическую доступность всех слов (наличие в них только правильно произносимых звуков);
- использование в качестве вспомогательного средства специальной зрительной и жестовой символики
- значительное увеличение пассивного и активного словарного запаса
- завершение не отраженной или заученной, а самостоятельной речью дошкольника.
Изучив методические рекомендации, я определила направления работы:
1. Обследование состояния слоговой структуры слова.
2. Составление перспективного плана работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова
3. Определение и подбор приемов работы.
Основываясь на результатах стартовой диагностики и задачах программы, я разработала перспективный план по коррекции слоговой структуры слов у детей с ОНР. За основу я взяла методические рекомендации Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова».
Согласно разработанного перспективного плана, всю работу разделила на 4 этапа: подготовительный, коррекционный, закрепляющий, заключительный.
1 этап – подготовительный (создание фонетико-фонематической базы речи) – провожу с целью: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка через развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Начинаю работу с развития фонематического восприятия, в которой можно выделить пять ступеней:
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе
и тембру.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
Для занятий использую упражнения из альбома Т. А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия».
2 этап – коррекционный. Цель: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка через развитие звукопроизношения, фонематического слуха, навыков слогоделения и звукослогового анализа и включение в работу речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Этот этап проходит в три ступени:
1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний, содержащих стечения согласных звуков. На этом этапе в качестве вспомогательного средства использую зрительные и жестовые символы звуков согласно методическим рекомендациям Т. А. Ткаченко. Для повторения предлагаю ребенку слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаю только для восприятия.
3 этап
[/u][/b] – закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Цель этого этапа: совершенствование умений воспроизводить слова различной слоговой структуры на материале художественного слова. Здесь детям предлагаю тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (например, шипящие, соноры). К началу данного этапа, как правило, звукопроизношение уже исправлено. Использую прием отраженного проговаривания и заучивание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, стихов, скороговорок, рассказов.
4 этап
[/u][/b] – заключительный. Его цель – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. К этому этапу ребенок уже овладел правильным произношением всех звуков речи. Здесь полученные навыки правильного произношения слоговой структуры слова закрепляются в самостоятельной связной речи: в составлении рассказов по опорным словам, описании предметов, придумывании конца или начала к рассказу педагога, в сравнении объектов, рассказывании по воображению, в диалоге на заданную тему, придумывании сказок по набору игрушек и т. п.
Все упражнения для 2-го, 3-го и 4-го этапов беру из альбома Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». Для проведения работы в соответствии с указаниями автора изготовила символы гласных и согласных звуков. Коррекцию слоговой структуры слова осуществляю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения. Использую, в основном, игровые приемы, дидактические игры и упражнения. Использование методических рекомендаций Т. А. Ткаченко позволяет осуществлять работу по коррекции нарушений слоговой структуры слова с учетом индивидуальных особенностей детей.
Среди различных форм работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова существенное место отводится занятиям по выработке у детей речедвигательных навыков. С этой целью наряду с артикуляционной гимнастикой я вела занятия в кружке логоритмики «Ручеёк». С помощью приемов логоритмического воздействия мне удалось развить у детей координацию движений и речи, различные виды внимания и памяти (слуховые, зрительные); нормализовать голосовые функции и навыки речевого дыхания, развить мелкую моторику и мимические мышцы лица, а также общие двигательные навыки. Занятия кружка проводились 2 раза в неделю. Результаты диагностики показали существенное улучшение речедвигательных навыков, а это в свою очередь способствовало исправлению нарушений слоговой структуры.
С целью повышения качества коррекционной работы я применяю элементы и других педагогических технологий: сказкотерапии, музыкотерапии, арттерапии, игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры, здоровьесберегающих технологий. Так сказкотерапию применяю на заключительном этапе коррекционной работы для закрепления полученных навыков в свободной речи.
Для снятия напряжения, улучшения настроения детей, для стимуляции двигательных и речевой функций и создания положительного эмоционального фона занятий использую музыкотерапию. Это такие приемы, как прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку. Для релаксации я использовала музыкальные альбомы «Малыши у моря» и «Малыши у реки»: шорох волн, звуки прибоя, голоса птиц, журчанье ручья, звуки леса, весенний паводок. В качестве дополнения к основной методике музыкотерапия оказала положительное влияние на исправление нарушений слоговой структуры слова.
Использую отдельные элементы ТРИЗ и развивающие игры на этапе закрепления слоговой структуры слова в свободной речи.
На любом занятии с детьми применяю элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного: снятие нагрузки на зрение, и опорно-двигательный аппарат, режим меняющихся рабочих мест.
Для отслеживания результатов использовала стартовую, промежуточную и итоговую диагностику. Стартовая диагностика показала уровень сформированности слоговой структуры детей на начало года, выявила типичные ошибки каждого ребенка, помогла наметить пути коррекции речевого дефекта. Промежуточная диагностика помогла обнаружить пробелы и сбои в формировании слоговой структуры слов, скорректировать перспективные планы, спланировать дальнейшую работу, помочь избежать некоторых неудач. Итоговая диагностика дала возможность отследить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей, показала следующие результаты:
Высокий уровень – 72%
Средний уровень – 28%
Низкий уровень – нет
Общий уровень сформированности слоговой структуры по группе повысился на 24% и составил 56,5% (на начало года - 32,5%).
Анализ результатов итоговой диагностики показал, что дети с высоким уровнем сформированности слоговой структуры регулярно посещали детский сад, заинтересованы на занятиях, у них лучше развиты фонематические процессы, родители уделяют внимание занятиям с детьми, выполняют задания логопеда. Дети со средним уровнем детский сад посещали не регулярно, у них менее устойчивое внимание и менее развитые фонематические процессы, родители выполняли рекомендации логопеда не полностью.
Результаты диагностики за 2 года дают основания утверждать, что цель моей деятельности по повышению уровня сформированности слоговой структуры слова достигнута, поставленные задачи выполнены. Созданы условия для формирования у дошкольников навыка воспроизведения слов различной слоговой структуры. Обеспечено методическое сопровождение моего опыта работы, эффективно использованы методические рекомендации Т. А. Ткаченко по формированию слоговой структуры слова. Изготовлена картотека дидактических игр и упражнений по данной теме. Разработаны критерии оценки уровней сформированности слоговой структуры слова.
Считаю, что практическая ценность моей работы в том, что она соответствует мотивации обучения и практическому достижению коррекционно-образовательных задач и дает возможность показать хорошую результативность.