Приложение МААМ

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам

Зинаида Козлова
«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы

При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Публикация «„Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР“, В помощь логопедам» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи наряду с несформированностью лексики, грамматического строя речи, звукопроизношения, как правило, оказывается грубо нарушенной слоговая структура слов. Нарушения слоговой структуры бывают различного характера:

Сокращение числа слогов в слове- элизии, которые зависят от степени недоразвития речи. При низком развитии речи сокращаются даже 2-сложные слова (вода-да, при более высоком затрудняются на уровне 4х- 3хсложных слов (пуговица- пувица).

Контур слова может быть искажен по причине добавления лишнего слога и увеличения слогового состава (трамвай- тарамавай).

Добавление гласных звуков к структуре слова (кузнечик- акунетик, корова- коевая).

Едва ли не самым характерным для детей с ОНР является перестановка местами слогов внутри слова (ромашки- морашки, печение- чепение).

Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, лексической недостаточности, мотивационной сферы ребенка, а по данным исследований Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации.

Исходя из этого, в случае грубого искажения ребенком слоговой структуры слов следует начинать работу с формирования предпосылок, развивать пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. С. Е. Большакова предлагает несколько видов упражнений:

Упражнения на развитие оптико-пространственной оориентации: "Где звенит?"- ребенок определяет направление звука. "Далеко- близко"- взрослый называет действие предмета или только предмет, а ребенок определяет, далеко это или близко. "Высоко- низко" - взрослый говорит: "Снег на вершине горы", "Божья коровка на траве". Ребенок : "Высоко (низко)". "Слушай и выполняй"- ребенок перемещается в пространстве (перемещает куклу, самолет, машину) по инструкциям логопеда.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации: ответы на вопросы взрослого : "Где находится сердце?" Ребенок: "Слева". "Где живот?"- "спереди". "Где лоб, затылок?" и т. д. Ребенок самостоятельно показывает части тела (левый мизинец, правый локоть и т. д.). Ребенок выполняет перекрестные движения, показывая левой рукой правую щеку, указательным пальцем левой руки правый глаз и т. д. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен их повторитьь той же рукой (пальцем, ногой, избегая зеркальности. Взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет движения, отставая на одно. Это упражнение дополнительно воспитывает самоконтроль, произвольное торможение.

Упражнения на развите временно-пространственной ориентации: графический диктант по заданию, например: нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок. Диктанты со сменой ролей "учитель-ученик" : ребенок диктует, правильно употребляя пространственно-временные слова, взрослый рисует. Выполнение заданий: вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши. Взрослый прерывает выполнение действий и задает вопросы: "Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?". Ребенок последовательно описывает три действия взрослого, правильно употребляя речевые термины. Раскладывание картинок пот темам "времена года", "части суток", потом ребенок обговаривает последовательность событий. Беседа с ребенком по теме "Вчера, сегодня, завтра". Упражнение "Скажи по порядку" (взрослый называет действия без временных наречий, заведомо переставляя события, а ребенок : "Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал".

Работа с речевым материалом: взрослый дает задание сначала послушать три слова; назвать второе слово, первое, третье, потом послушать три предложения, сосчитать, назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развите динамической и ритмической ориентации движений: удержание динамических программ.

-упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым. Например: повторить два-три мимических, артикуляционных движения, аналогично с пальчиковыми упражнениями, движениями тела;

-ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым- отстукивание, отхлопывание, притопывание сопряженно, затем отраженно, одной, двумя руками (ногами, чередуя право-лево, руки-ноги;

-без учета громкости, потом с учетом ее;

-медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе, затем точное его повторение. По нему проводится следующая работа.

В зависимости от успехов ребенка можно брать не все упражнения каждого вида, менять их объем, но важно, чтобы в результате подготовительной работы у ребенка сформировались пространственная, динамическая и ритмическая стороны психической деятельности. Одновременно проводится работа по развитию фонематического восприятия и на его основе звукопроизношения. Особая роль отводится слогообразующим гласным звукам, т. к. точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивает правильную передачу слогового абриса слова, а так же предупреждает замещение гласных и перестановку слогов.

В работе над словами я пользуюсь системой С. Е. Большаковой, которая предлагает 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа. Слова идут в порядке усложнения слоговой структуры : увеличения слогов, появления закрытых слогов, сочетание их с открытыми слогами, слогов со стечениями согласных звуков. В кабинете имеется альбом, предметы, представленные на рисунках, соответствуют системе С. Е. Большаковой. По ним проводятся упражнения и игры.

-Дети называют картинку, деля слово на слоги, отхлопывая или отстукивая их;

- называют слоги по порядку, выкладывают слоговую схему слова;

-узнают или подбирают слова к схеме;

-называют слоги вразбивку по заданию логопеда;

-договаривают слово или называют картинку по одному-двум слогам, названным логопедом;

-запоминают картинки и называют слова или запоминают слова и показывают картинки.

Когда слова произносятся безошибочно, с ними составляются предложения. Картинный материал повышает мотивацию детей к правильному произношению слов.

Работа над преодолением нарушений слоговой структуры слова у детей долгая и кропотливая, но необходимая для подготовки детей к школе.

Литература:

С. Е. Большакова "Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей", Москва, 2009г. ;

С. Е. Большакова "Формируем слоговую структуру слова", дидактический материал;

А. Е. Воронова "Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет", Москва, 2006г.

Публикации по теме:

Формирование правильного произношения и различения звуков с из в словах различной слоговой структуры Формирование правильного произношения и различения звуков с и з в словах различной слоговой структуры. Цель: 1. Закрепить навыки различения.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет Работа творческой группы учителей-логопедов г. Перми Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390» Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400» Крохиной.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекция слоговой структуры Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат.

Коррекционная программа «Преодоление страхов у детей» Коррекционная программа: "Преодоление страхов у детей" Пояснительная записка Детство дошкольника, как указывают ведущие психологи Л. С.

Логопедическое занятие слоговой состав слова «Осень» для детей 1 класса с ФФН Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез слов. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р. Лексическая.

Мастер-класс «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создать условия для овладения родителями игр и упражнений направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова. Задачи:.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 16:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Козлова (УИ 365336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД