Анжела Шульга
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава. Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон данных нарушений достаточно широк : от незначительных трудностей произношения слов; в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2—3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Публикация «Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» размещена в разделах
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения речи в литературе освещены недостаточно. Известно, что этот вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
1) правильно произносимые слова : мама, дай;
2) слова – фрагмент : моко (малоко)',
3) слова - звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
4) абрисы слов : па-па-та (лопата);
5) слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сопутствует детям с патологией речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи, оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте ведет к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным его переживанием.
В коррекционной работе можно выделить 2 этапа: подготовительный – цель: подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка и коррекционный - цель : непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры конкретного ребенка-логопата.
I. Подготовительный этап.
На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий.
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).
2. Работа над ритмом. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов : барабана, бубна, металлофона.
Виды работ :
1) сравнивание ритмов: / //, // …. // /;
2) узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком;
3) воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку;
4) задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка / / /; / / / / ;
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, ходьба, легкий бег.
1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, подсчет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.
2. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) - ребро (правая рука) и т. п.
3. Упражнения на переключения (графические) : • + • +; о–о–
II. Коррекционная работа на вербальном материале.
Работа проводится на разных уровнях.
1. Уровень гласных звуков. Виды работ :
1) пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ;
2) те же задания, с выделением ударного звука: УА, АА, АУ;
3) узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
4) логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: аа, аа, аа.
2. Уровень слогов. Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков:•
1) сосчитать, сколько слогов логопед произнес;
2) назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
3) наращивание слогов : «скажи на 1 слог больше, чем я» (са-со.);
4) уменьшение слогов : «скажи на 1 слог меньше, чем я» (са-со-су);
5) чтение цепочек слогов : са-со-су-сы,са-са-со,са-ас-са;
6) чтение и повторение серии слогов : а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы”;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
7) запомнить и повторить: са-со-со. со-са-са. со-са-.со. са-со-са;
8) повторение, чтение слогов со стечением согласных:
ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
са-ста, со-сто. су-сту, сы-сты;
ста-тса и т. п.
9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»;
10) придумай слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
11) «скажинаоборот» : са-«ас», тса-«аст»;
3. Уровень слова. При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: а) структура слова расширяется за счет конструкций уже имеющихся в речи ребенка; б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний (например, ав-ав-ав); г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа : СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Большаковой Е. С.
А. Фонематический и слоговой анализ слов :
1) игра «Телеграф» : «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру;
2) игры наделение слов на слоги : ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;
3) деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия, сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее;
4) ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове;
5) разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;
6) разбор слова по схеме : сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;
7) «разрезные картинки» : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;
8) «рассели животных по домам» : одноэтажный — кот, двухэтажный – лиса;
9) игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;
10) объяснить значение слова пароход : из каких 2 слов оно образовано;
11) исправить ошибку в словах : моталок, моколо
а) слова написаны неправильно; б) слова произносятся логопедом неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка;
12) назвать лишнее слово : мартышка, бегемот, жираф, крокодил;
13) что изменилось в слове : лис-лиса-лисица;
14) ребенку предлагается ряд картинок, из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;
15) логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в этих словах;
16) анализ слов : изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука) : низ — вниз, шил — сшил;
Б. Фонематический и слоговой анализ слов :
1) дополнить данный слог одинаковым слогом ША : ма., ка. .
2) ребусы: коф., лас., кос. .
3) из двух слов образовать одно : лед, колоть (ледокол);
4) логопед произносит слово медленно по слогам : со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;
5) «разрезные картинки» : ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове.
6) образовать слово по аналогии : дом-домик, кот-…
7) дополнить слово подходящим слогом : земляни., смороди. .
8) дописывание названий к картинкам: маши., куби. .
9) из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
В. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов :
1) поменять слоги местами, составить слово : рады-дыра, сосна-насос;
2) образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник + капуста: чайка;
3) один ребенок произносит слово по слогам медленно, а другой называет это слово целиком : пу. го. ви. ца---пуговица.
Г. Фонематические представления:
1) разложить картинки подъемы: а) –––––––––– ––––––––– ––––––––––
–––- ––– ––- –– –– ––
б) ––––––––– ––––––––––
–––– –––- –––- –––-
2)придумать родственные слова к слову снег (снег, снежок, снежинка, снеговики);
3) назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче);
5) придумать слова, состоящие из 1,2, 3,4 слогов;
6) цепочка слов : тигры-рыба- …
7) закончить слово : ла., ла., ла.
8) придумать слова, заканчивающиеся на ЧОК;
9) придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие соответственно из 2 и 3 слогов». «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»
10) разложить картинки на 2 кучки: кто это? что это? Объяснить значение слов : строитель, строительство; парик, парикмахерская и т. д.
4. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. Детям можно предложить следующие виды работ в зависимости от этапа коррекционной работы.
1) заучивание чистоговорок
Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук;
2) придумать чистоговорку самому: са-са-са. ;
3) заучивание речевок, выполнение движении в процессе речи;
4) чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряжено со взрослым;
5) чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
7) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко-ко-ко - исходите далеко;
8) договорить предложение: а) на солнышке греется котё… на него смотрит ще… Какой одинаковый слог прибавляется?
9) составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам;
10) упражнение на управление словами сложной слоговой структуры : Это кто? – это милиционер. Нет кого? - нет милиционера. Помоги кому? - милиционеру.
11) выбрать из 3 слов то, которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка);
10) придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста);
собораем мы в лукошко очень крупную… (картошку);
11) чтение предложений по слогам (на слоги и предложения разбиваются логопедом);
14) чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги.
Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.