Получи документы

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова (16 фото)

Ирина Гурова
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы

Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове.

В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

• сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

• опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

• увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната.

Публикация «Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова» размещена в разделах

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

• перестановка слогов: «деворе» - дерево;

• перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога:

• сокращение стечения согласных: «тул» - стул;

• вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон.

4. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы.

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» - библиотекарь.

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы

7. Контаминации (смешение, слияние элементов слов): «в холодильнице»

- в холодильнике и хлебнице.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др.

Кроме того, развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и чёткость речи.

Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю. отмечают, что у детей, имеющих трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, нарушена ритмическая организация серийных движений и действий. Они считают, что одна из предпосылок формирования слоговой структуры слова – это сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический).

Вот почему работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей.

В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками, мячом об пол, протопывание и другие. Вот некоторые из предлагаемых детям заданий.

1. Выполнение заданного логопедом количества движений.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) столько раз, сколько…» (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).

2. Выполнение заданного логопедом количества движений в разном темпе и с разной интенсивностью.

«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)

3. Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым в форме различных игр и игровых упражнений.

«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик)»

Это упражнение можно включать в любое логопедическое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: **. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите. (Дети повторяют ритм за логопедом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.

«Матрёшки»

Перед ребёнком на столе находятся большая и маленькая матрёшки. Логопед поочерёдно берёт матрёшки и показывает соответствующий каждой из них темп передвижения: большая – идёт медленно, а маленькая – быстро. Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп, изображая ходьбу двух матрёшек, а затем ответить на вопросы: «Как идёт большая матрёшка? Маленькая? Кто двигается быстрее? Кто медленнее?»

«Движения животных»

Перед ребёнком на столе находятся три игрушки, например, медведь, заяц, лошадь. Логопед поочерёдно берёт игрушки и показывает соответствующий определённому персонажу темп и характер передвижения (мишка – медленно, вразвалку; заяц – быстро, подскоками; лошадь – в умеренном темпе, плавно). Ребёнку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы: «Как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?» и др.

«Весёлые инструменты»

Логопед берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.

«Передай привет»

1 вариант. Логопед хлопает ребёнку по плечу или по ладошке в определённом ритме, т. е. задаёт несложный ритмический рисунок. Ребёнок воспроизводит заданный ритм, хлопая (передавая привет) по спинке или по лапке игрушечного животного. Затем ребёнок отвечает на вопросы: «Как я хлопала по твоему плечу? Сколько раз хлопнула? Хлопки одинаковые или разные?» И т. д.

2 вариант. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме, затем отвечают на вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?»

«Барабанщик»

Ребёнок кладёт руки на стол. Логопед отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмический рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Возможны разные варианты предлагаемых ребёнку заданий, например, «Повтори ритм указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук», «…сначала указательным пальцем правой руки, а потом мизинцем левой», «…одновременно средним пальцем правой руки и мизинцем левой» и т. д. и т. п.

4. Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением).

«Узнай животное по ритму».

Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей – стучат копытцем (логопед задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку – т. е. воспроизвести ритм).

«Кого зовёт гномик?»

Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.

«Найди пару по ритму».

Для этой игры нужно взять несколько игрушек, желательно животных и задать парный ритм, т. е. одинаковый для каких-то из них. Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает и подбирает подходящие пары, а после этого воспроизводит ритмические рисунки.

5. Изображение ритма.

1). Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.

2). Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.

6. Воспроизведение ритма по заданному рисунку.

Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов на полосе бумаги.

1). Задания на воспроизведение темпа и количества ударов.

2). Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

3). Задания с использованием ударения и темпа.

Воспроизведение темпа и количества ударов.

Игра «Танцующие снежинки».

На доске или прямо на столе – ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают, воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов. Например:

* * * * * - быстрый темп, 5 ударов;

* * * - медленный темп, 3 удара.

Аналогично проводятся игры-упражнения с наглядным материалом «Выросли цветочки в садочке», «Весёлые морковки», «Кленовые листочки», «Собираем яблоки», «Покупаем ананасы». Следует отметить, что ритмические рисунки постепенно следует усложнять. Картинки можно подбирать с учётом изучаемой в настоящее время лексической темы.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова
Слоговая структура речи Слоговая структура слова это взаиморасположение и связь слогов в слове В норме у ребёнка к м годам слоговая структура слова нарушается редко главным образом в малознакомых словах Отклонения в воспроизведении слогового состава слова у детей с ОНР могут проявляться следующим образом Материалы для педагогов Слог Слоговая структура речи Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка ноябрь Нарушение последовательности слогов в слове перестановка слогов деворе дерево перестановка звуков соседних слогов гебемот бегемот

Ритмические задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Игра «Медвежата и шарики»

Вариант 1 Логопед разъясняет значения символов: изображение медвежонка с шариком – сильный удар (хлопок); медвежонка без шарика – слабый удар (хлопок). Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.

Вариант 2. Перед ребёнком – ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.

Вариант 3. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.

Вариант 4. Перед ребёнком – ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков, расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.

Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем:

1) воспроизводит свою «песенку» или «танец»;

2) воспроизводит «песенку» («танец») другого ребёнка.

Варианты символических изображений для игры могут быть разнообразны: пчёлка с ведёрком, большие снеговики – сильный удар или хлопок; пчёлка без ведёрка, маленькие снеговики – слабый удар или хлопок.

Искажение структуры отдельного слога сокращение стечения согласных тул стул вставки согласных в слог лимонт лимон Уподобление слогов кококосы абрикосы Персеверации циклическое повторение настойчивое воспроизведение били били билитекарь библиотекарь Антиципации замена предшествующих звуков последующими нананасы ананасы Контаминации смешение слияние элементов слов в холодильнице в холодильнике и хлебнице Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности речевой интеллектуальной и др Развитие ребенка

Ритмические задания с использованием ударения и темпа.

Эти упражнения предполагают самостоятельное воспроизведение ребёнком ритмического рисунка с использованием ударения, изображённого с помощью картинок в ряд с интервалами во времени, т. е. в определённом темпе.

Игровые упражнения «Осенние листочки», «Весёлые цыплята», «Мишки», «Цветочки», «Новогодние ёлочки», «Котята и рыбки», «Мыши и сыр», «Лягушки», и др.

Фото №1 Материалы для педагогов развитое чувство ритма помогает двигаться под музыку координировать движения своего тела и даже правильно ровно дышать Фото №2 От чувства ритма зависит и артикуляция плавность и чёткость речи

7. Выполнение движений под ритмичную музыку.

Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и мн. другие.

8. Произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

Это далеко не полный перечень упражнений, которые можно использовать в работе над ритмом.

Литература:

Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2005.

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. – М. : А. П. О., 1996. и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР» Работа с невербальным материалом 1. «Узнай музыкальный инструмент». Цель: Развитие слухового гнозиса. Материал: предметные картинки с изображением.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР Нарушения слоговой структуры слова – одна из основных проблем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Искажения слогового состава слова.

Конспект занятия: «Формирование слоговой структуры слова» (7 тип — трехсложные слова с закрытым слогом) Цель: 1. Учить четко, произносить слова слоговой структуры 7-го типа. 2. Учить ориентироваться в пространстве. 3. Развивать логическое мышление.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

Методическое рекомендации для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности» Методические рекомендации для музыкальных руководителей "Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности" Пояснительная.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментахРазвитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах В этом году мною была выбрана следующая тема самообразования: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Этапы и закономерности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в онтогенезе Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 12:51
+219Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 115.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД