Светлана Мамедова
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение слоговой структуры слов – это дефект речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
По мнению Р. Е. Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающими из доречевых компонентов общения. Она также считает, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики, грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структуры слова опирается на рядообразование.
Работу по формированию слоговой структуры слов можно сравнить со спиралью или «улиткой» : продвигаясь понемногу от глубинных слоёв доречевых компонентов общения, а также пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности ребенка, к уровням гласных звуков, слогов и слов, мы выводим ребенка на уровень полноценного самостоятельного речевого общения.
Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов строится поэтапно, и основной её целью является развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Первый этап - подготовительный, на котором как раз и происходит развитие чувства ритма, подготовка к восприятию ритмической структуры слова. Второй этап - коррекционный – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка.
Чтобы работа над формированием слоговой структуры слова была более успешной, нужно начинать с развития динамических и ритмических компонентов, а также пространственных представлений. Для этого используются:
• Различные упражнения на развитие оптико-пространственной, сомато-пространственной и временно-пространственной ориентации. Например, предлагаю детям следующие задания:
- «Прятки», логопед прячет игрушку, ребенок объясняет, где она спрятана.
- «Робот», ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции логопеда («Робот идет вперед, стоп, направо, стоп» и т. д.).
- При закреплении сомато-пространственной ориентации необходимо уточнить с ребенком, где у него находится левый мизинец, правый локоть, левое ухо и т. д. После этого можно предлагать задания на выполнение «перекрестных» движений, например: «Покажи правой рукой левую щеку» и т. п.
- «Зеркало», логопед молча выполняет движения, ребенок повторяет за ним зеркально.
- «Испорченное зеркало», логопед выполняет движения, а ребенок повторяет, избегая зеркальности.
- Для развития временно-пространственной ориентации используются упражнения по темам «Времена года», «Части суток», «Вчера – сегодня – завтра».
Для формирования таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний, важных понятий при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры, использую дидактическую игру по мотивам русской народной сказки «Репка» (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? И т. д.) . С этой же целью применяю дидактические игры «Поезд» и «Домик», «Что сначала, что потом?» (ребенок по заданию логопеда выставляет игрушки «Поставь сначала матрешку, потом котенка, в конце собачку», а потом логопед задает вопросы; вариант - ребенок выполняет несколько действий по заданию логопеда, а далее объясняет, что он делал сначала, а что потом).
• Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:
- формирование общей координации движений под ритмическую музыку (маршировка, легкий бег, ходьба, динамические паузы);
- артикуляционные упражнения на удержание динамических программ – многократное самостоятельное повторение ребенком действия после показа логопеда (открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т. д.);
- упражнения на развитие динамического праксиса рук – выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь);
- упражнения на развитие реципрокной координации рук (функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук) – выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
• Графические упражнения на переключение:
- «Продолжи ряд»,
- «Найди лишнюю фигуру»,
- упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве:
«Нарисуй палочку, нарисуй круг справа от палочки, квадрат в круге и т. д.»,
- «Кукольный домик».
• Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков:
- «Где звенит?», ребенок сидит на стуле, глаза могут быть открыты, а могут быть закрыты (в зависимости от возможностей ребенка); логопед звенит в колокольчик перед ребенком, над или за ним, под стулом, сева, справа; ребенку нужно правильно сказать, где звенит.
- «Угадай, на чем играю»
- «Сколько раз ударила в барабан?»
- компьютерная игра «Говорим правильно», которая также способствует развитию слухового внимания, слуховой памяти и слухового гнозиса.
• Упражнения на развитие ритмических навыков, чувства ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, использование музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона);
- «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, предметов на карточке»,
- «Выложи столько палочек, сколько раз я хлопнула»,
- «Повтори за мной без ошибки»,
- «Что за стук?» - узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами.
Таким образом, в подготовительный период ребенку предлагаются задания на невербальном материале.
Далее следует коррекционный этап, на котором ребенок учится воспроизводить ритмические доли в собственной речи сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи. На данном этапе коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней:
• Уровень гласных звуков. На данном уровне использую упражнения с элементами дыхательной гимнастики: вдох через нос, выдох через рот с произнесением гласного звука, сначала одного, затем постепенно количество гласных увеличивается до трех – четырех.
Также предлагаю детям задания типа «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике», «Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши», «Произнеси звук в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед».
В своей работе применяю зрительные и жестовые символы гласных звуков, которые предложили Ткаченко и Большакова. Каждый символ соотносится с артикуляцией гласного звука. Предлагаю детям задания на пропевание серий звуков с опорой на зрительные и жестовые символы звуков и без опоры (на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо, чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением ударного звука). Также предлагаю угадать, символ какого гласного звука показывает логопед, загадать ряд звуков и показать их при помощи жестовых символов. Кроме того, применяю слуховые и зрительные диктанты, задания, в которых ребенок читает или записывает буквенный ряд.
• Уровень слогов. На этом уровне можно предлагать детям различные задания типа:
- «Намотай ленточку на палец» с одновременным произнесением цепочки слогов.
- «Волшебный сундучок» - произнести столько слогов, сколько шариков в сундучке; положить в сундучок столько шариков, сколько слогов произнес логопед.
- «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем той же руки произносится один слог; проговаривание цепочки слогов с одновременным соприкосновением большого и указательного и большого и среднего пальцев руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами).
- «Цветочная полянка» : «Произнеси столько слогов, сколько цветочков» (пчелка перелетает с цветка на цветок).
- «Скажи на один слог больше (меньше, чем я».
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов, придумывание слогов к схеме.
• Уровень слова. При проведении упражнений учитываю как уровень речевого развития ребенка, так и классификацию Марковой, выделяющей 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
«Длинное – короткое» - логопед произносит слово и предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую фишку.
«Отхлопай слово» - логопед кладет перед ребенком картинку и предлагает положить столько фишек, сколько слогов в слове.
«Поезд» - ребенок распределяет картинки по вагончикам в зависимости от количества слогов.
«Домик» - ребенок распределяет картинки по этажам в зависимости от количества слогов.
«Соедини слова» - ребенок соединяет попарно картинки в зависимости от количества слогов в них.
«Найди лишнее слово» - среди предложенных картинок ребенок выделяет лишнюю по количеству слогов.
«Собери команду» - пред ребенком набор картинок с односложными, двухсложными и трехсложными словами, которые ребенок делит на группы.
«Сложи слово» - складывание разрезанных картинок с записанными на них слогами, чтение слова.
«Придумай словечко» - ребенок придумывает слово на заданный ритмический рисунок.
Изучение данной проблемы позволяет установить границы доступного для каждого ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения, применять дидактический и речевой материал в зависимости от выявленной степени нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае.
Использованная литература:
1. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -- М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 48 с. (Практическая логопедия).
2. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. – М. : 2004.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. – Екатеринбург, 1998.
4. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова :
логопедические задания. М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. З. Е. Агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.
6. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Картинный материал для проведения игр.
7. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2007.