Зарина Григорова-Азовская
Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой паталогии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия).
Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа логопеда. Логопедия
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В частности, известно, что развитие фонетической системы речи у детей с алалией зависит от состояния их словарного запаса. Развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонетической системы алалика, постоянно тренируя ее и предъявляя все более высокие требования к ней.
Формирование фонетической системы речи у детей – логопатов может идти по - разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико – грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.
Коррекционно – логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка – логопата).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование инструментов – барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0 – 0 – 0 ; +=+=…
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно – временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР -1,ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирования умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию.
На этом этапе дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. Проводятся игровые упражнения на развитие подражательности.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагается следующие задания:
• Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
• Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
• Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
• Те же задания с выделением ударного звука : АУА; АУА; АУА;
• Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесении их с голосом;
• Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А – АА; АА – А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ проводятся на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания могут быть следующие:
• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
• Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
• Упражнение с пальчиками «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
• Назвать ударный слог в цепочки услышанных слогов;
• Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са -со -су - сы;
• Чтение цепочек слогов : са – со – су – сы; сы – са – со – су;
• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са – со – со, со – са – со;
• Чтение или повторение за логопедом серии слогов :
а – са, а – со, а – су, а – сы;
и – са, и – со, и – су, и- сы,
у – са, у – со, у – су, у – сы;
о – са, о – со, о – су, о – сы;
• Запоминание и повторение цепочки слогов : са – со – со, со – са –са, са –со –са, са – са – со, со – со – са;
• Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста – сто – сту – сты;
а –ста, а – сто, а – сту, а – сты;
и – ста, и – сто, и – сту, и – сты;
• Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике;
• Придумать слог к схеме : СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
• «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са – ас, тса – аст;
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
1. структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
2. формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
3. в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов – звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав – ав, мяу – мяу.);
4. переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций : детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно – ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение).