Елена Пономарева
Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность общего запаса знаний. У них ограничены представления об окружающем мире, наблюдается незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, а самое главное, преобладание игровых интересов.
Цель: Формировать психические процессы у детей с ЗПР в игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Семинар „Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Создать условия для осуществления содержательной деятельности и всестороннего психического развития;
Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
Стимулировать и обогащать развитие детей;
Предупредить вторичные отклонения в развитии.
Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
- Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач;
- Все игры подобраны с учетом развития детей.
- Правила игры требуют от детей не просто повторения одних и тех же действий, а приучают выполнять работу осмысленно.
Чтобы дети удерживали внимание на объекте, необходимо их заинтересовать. Не интересно детям играть только с картинками, поэтому мы игры переносим в жизнь. Например, игра «Конкурс красоты», дети с удовольствием наряжаются, внимательно рассматривают, запоминают, кто и как был одет, какие аксессуары и т. д. Игра с усложнением – сначала одного запоминают, потом двух, трех. Ищут сходства и отличия. «Следопыты» – это обычная игра на нахождение такого же предмета. Но если ее назвать интересно, провести ввиде соревнования, отправившись на поиски по следам какого разбойника, или наоборот, принцессы, то дети по другому реагируют, с удовольствием играют. Так же устойчивость внимания необходима для выполнения действий, связанных с созданием объекта. В этом помогают такие игры, как «Построй такой же …»; На развитие зрительного планирования используются лабиринты, я изготовила игру «Паутина», где детям нужно помочь бабочкам выбраться из паутины и добраться до своего цветка. На развитие слухового внимания используются игры типа «Большой УХ» и другие.
Поскольку ИГРА – ведущий вид деятельности дошкольника, именно в процессе игры, а не длительного занятия, ребенок может запомнить и воспроизвести несложный материал. Чтобы он запомнился, нужен яркий, интересный детям элемент. Очень удачные для развития памяти игры «Модницы» или «Сыщики», где надо запомнить, во что одет человек и после его ухода, назвать все до мелочей. Игра «Фотоаппарат», где дети запоминают картинку, и переносят ее на лист бумаги. Здесь обращается внимание на сохранение размера, формы, цвета, размера объекта. Чтобы запомнить рассказ или стихотворение, мы их вместе представляем в виде схем, где последовательно в соответствии со смыслом текста расположены зарисовки.
С помощью игр дети учатся размышлять, рассуждать, делать выводы, анализировать, устанавливать связи. «Чудесный сундучок» или «Посылка» проводится по типу игры «Отгадай по описанию», «Заплатки», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?», «Продолжи ряд». Провожу игры в разных вариациях : на дидактическом материале, с помощью игрушек, окружающих предметов, и с помощью самих детей.
Особенности восприятия детей с ЗПР не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте и математики. «Раскрась только морковь», «Найди букву и раскрась», «Кто спрятался?», «Сосчитай всех бабочек». Такого вида карточки даются в определенном контексте игры – «Сбор урожая», «Прогулка по лесу», «Потеряшки» и др.
Восприятие пространства формирую с помощью разноступенчатой инструкции, но чтобы не было скучно, играем в «Прятки», а если это действие с предметом, то «Путешествуем», «Идем в гости».
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано : они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи. Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя, как достойного уважения человека, необходимо уже в детском возрасте способствовать формированию у ребенка положительной самооценки, уверенности в собственных силах. Как правило, в такие игры мы играем в начале занятий, здороваемся с помощью тактильных ощущений, взгляда, улыбки, ласкового слова. Использую игры «Похвали соседа», «Зеркало», «Волшебный стул».