Елена Большанина
«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема семинара звучит так : "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".
Цель создание условий для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.
Публикация «„Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста“, Семинар» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор.
Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, (эмоционально – образное, то для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства должно быть неожиданным, загадочным.
Я использую МДИ во всех возрастных группах Знакомлю детей с музыкальными инструментами начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки : дудочки помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
В этом возрасте использую МДИ : «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.
На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.
В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе я использую такие игры, как «Лесенку», Где мои детки? Чудесный мешочек «Птицы и птенчики» «Курица и цыплята» «Угадай-ка» «Кто в домике живет?» «В лесу» «Зайцы». В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука : высоту, длительность, тембр, силу
В средней группе задания усложняются. В средней группе больше уделяю внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» «Угадай-ка» и т. д. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей : «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости». Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок» игры, развивающие динамический слух : «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Все эти МДИ развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям
Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяю мди «Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах. Проводятся с пособиями в конце игры за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе МД игры дети выполняют правила.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.
В процессе пения МДИ помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. Предлагаю посмотреть МД подвижную игру «МЕДВЕДЬ»
Музыкально-дидактическая подвижная игра всегда требует слуховой сосредоточенности. В таких играх всегда есть элемент соревнования в увертливости и ловкости. Эти игры помогают развить музыкальный слух у детей, музыкальную память, чувство ритма, пробуждают фантазию детей. Открывают большое поле для творчества детей. Ребенок во время игры представляет себя в роли медведя бабочки собачки и т. д., то есть учится входить в роль, развивая талант перевоплощения. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть еще одну муз. дидактическую игру, которая называется «Котята»
Воспитывая устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая эмоциональную отзывчивость я применяю МД игры с Информационно Компьютерными Технологиями: презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря Информационно компьютерным технологиям дети лучше усваивают муз. материал.
При разучивании попевок я использую такие игры : «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры : «Веселые музыканты», «Мишка», «Полька бабочек», «Оркестр трех поросят», «Оркестр под елочкой», «Маленькая ёлочка». Для знакомства с инструментами использую игры : «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.
Я применяю МД подвижные игры с информационно компьютерными технологиями на праздниках и развлечениях «Паровозик Таки-Таки», «Новогодний паровозик». Используя такие игры у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально - ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.
В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру. Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. у них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Гномик». Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также МДИ помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую МДИ, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Веселый волчок». Я предлагаю вам посмотреть фрагмент МДИ «Веселый волчок».
Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.
Заключение.
И закончить семинар-практикум хочу словами Комиссаровой, МДИ «Является очень важным аспектом для развития у детей музыкальной культуры».
Литература.
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.
3. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».
4. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.
5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.
6. Логинова В. И., Саморукова П. Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г.
7. «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г.
8. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.
(Л. С. Выготский, А. В. Запарожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин)