Нина Сливащенко
Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте.
(СЛАЙД 2) «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» Василий Александрович Сухомлинский.
Одним из видов игровой деятельности является словесная игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.
Публикация «Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
(СЛАЙД 3) Вопросы теории и практики словесной игры разрабатывались исследователями: А. П. Усовой,А. И. Сорокиной и другими.
Все словесные игры способствуют решению одних из главных задач развития речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
(СЛАЙД 4) Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования.
Проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников является актуальной. Это отражено в работах А. Н. Гвоздева и других.
Многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения заданий на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в письменной.
Всё это послужило тому, что моей работой по самообразованию стала тема: «Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
СЛАЙД 5 Цель – формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста через словесные игры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи,которые представлены на слайде.
СЛАЙД 6 Свою работу строила в соответствии с принципами:
1.) Деятельный принцип. Нет таких детей, которые бы не интересовались игрой. А интерес – важнейший стимул к расширению кругозора детей, приобретению знаний. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития, а творческая активность наилучшим образом формируется в деятельности.
2). Принцип активности ребёнка. Игра, как раз та среда, через которую ребёнок учится применять творческое решение. Игра даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартность мыслить, быть более уверенным в своих силах и возможностях.
3). Принцип последовательности. Последовательность игр неслучайна. Игры представлены с постепенным усложнением, от простых - к более сложным.
4). Принцип индивидуального подхода и учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
5). Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции.
Вся работа проводилась в три этапа. На каждом этапе работы одновременно и последовательно отрабатывались словообразовательные модели как существительных, так прилагательных и глаголов.
СЛАЙД 7 I этап – Подготовительный.
На подготовительном этапе, одним из важных направлений в работе с детьми является воспитание у детей речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). Цель данного этапа: активизировать слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка.
-Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.
-На закрепление умения самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
СЛАЙД 8 Игра «Назови ласково»
Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Я буду называть вам слово, а вы назовите его ласково.
Куст-кустик
Шкаф-шкафчик
Мышь-мышка
Капля-капелька
Лента-ленточка
СЛАЙД 9 также можно словообразовывать ласкательные собственные имена
Аня-Анечка
СЛАЙД 10 Игра «Кто у кого?»
Цель: соотношение названия животного и его детёныша (в ед. и мн. числе)
Кто у кошки? (котенок). Один котенок, а если много, как говорят? (котята).
Кто у собаки? (щенок). Один щенок, а если их много, как говорят? (щенята).
СЛАЙД 11 «Назови действие»
Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Сейчас я буду назвать глаголы, где действие совершается, а вы назовите действие, где оно уже совершено:
умывается — умылся рисует — нарисовал
СЛАЙД 12 (II этап – Основной) Цель этого этапа работы с детьми: познакомить с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.
Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов : сад – садовник, двор – дворник и т. п.
Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия :
- наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т. п.);
- использование продуктивных словообразовательных моделей : суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;
- подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар - пожарник);
- при контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).
Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека).
СЛАЙД 13 «Какое слово длиннее?»
Цель: определить, какое слово длиннее.
СЛАЙД 14 «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную- поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
(Т. Кулакова)
Велась работа над словообразованием менее продуктивных моделей. Эффективными в работе на закрепление словообразования оказались словесные игры :
СЛАЙД 15 «Два брата ИК и ИЩ»
Цель данной игры: обучение образованию пренебрежительно-увеличительных форм существительных с суффиксом -ищ-
СЛАЙД 16 «Что для чего?»
Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.
Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице.
Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
Способствует словообразованию изменение слов по аналогии.
СЛАЙД 17 Игра «Измени слово»
Мы будем изменять слова с помощью суффиксов -ин- и -инк-.
виноград - виноградина, бусы - бусинка,
СЛАЙД 18 «Что из чего, какое?».
Цель данной игры: учить образовывать прилагательные от существительных, из какого материала они сделаны.
СЛАЙД 19 «С какого дерева лист?»
Цель данной игры: учить образовывать прилагательные от существительных
лист дуба – дубовый, лист рябины – рябиновый, шишка из ели – еловая
СЛАЙД 20 С помощью игры «Добавь слово, обозначающее действие» учим образовывать глаголы пространственного значения.
в клетку. (влетает,
из клетки. (вылетает,
СЛАЙД 21 (III этап – Заключительный)
Цель: Цель третьего этапа работы – закрепить навыки осознанного образования производных слов.
На этом этапе решались задачи:
-закрепить навыки подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
- закрепить навыки применения словообразовательных правил.
Содержание данного этапа реализовывалось в индивидуальной работе или в работе с малыми подгруппами (2 – 3 человека).
Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.
Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:
СЛАЙД 22 «Назови профессию!»
Образование названий специальностей тоже способствует словообразованию.
СЛАЙД 23 Игра «Сложные слова»
Цель: закрепить умение образовывать слова с помощью соединительных гласных
- объясни, почему так называется?
вода падает – водопад
снег падает – снегопад
сам летит – самолет
рыбу ловит - рыболов
сам катается – самокат
листья падают – листопад
лес рубит - лесоруб
трубы чистит - трубочист
СЛАЙД 24 игра «Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).
У дятла красная голова, поэтому его называют …).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).
Заключение
Необходимо отметить, что важным фактором по преодолению речевого дефекта у ребенка является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают возможность закрепления ребенком полученных на занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении.
Диагностика, проводимая с детьми до начала формирования навыка и после показывает : отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно выросли, процесс словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у них затруднений. Анализ результатов подтверждает обоснованность и продуктивность реализации моей работы по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, её использование в рамках общей системы образовательно-воспитательного воздействия позволяет успешно формировать навыки словообразования у детей.
Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
СЛАЙД 25 Список литературы
СЛАЙД 26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!