Надя Мешкова
Роль игры в развитии психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное ее решение во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического. умственного, нравственного. эстетического развития.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер.
Публикация «Роль игры в развитии психических процессов у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям. способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми) он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия обобщенным - жестом,обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом ("Кукла уже сама умылась").
Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.
Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой" промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д. Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства.
Для ребенка разницы между игрой и познанием не существует. он учится в процессе жизни, в то же время любой ее отрезок, если он доставляет ему удовольствие, представляется ему игрой.
Игрушки и любые другие предметы, которыми дети играют, приносят им радость, развлекают. Если бы это было не так, дети не занимались бы ими и, следовательно, не смогли узнать ничего нового. Но игрушки являются также инструментом познания и приобретения тех навыков, которыми должен обладать ребенок, становясь взрослым.
Ребенку нужны игровые материалы, которые были бы достаточно сложны, чтобы расширить его навыки, но не настолько, чтобы переход к новым навыкам был непреодолим. Дети, как и взрослые, учатся на чем-то знакомом, пробуя сделать что-то новое или более трудное.
Разнообразие игрового материала полезно. но не само по себе. Случается, что ребенку требуется именно то, что у него было вчера. Если дети затрудняются в освоении какого-то навыка или понятия, то разнообразие игрового материала имеет большое значение. От некоторых игрушек у ребенка появляется скука или недовольство. особенно если они ассоциируются с его неспособностью что-то сделать.
подбор игрового материала для детей, требующих особого внимания, имеет свои особенности. Дети с определенными недостатками, ограничивающими их развитие, возможно. больше нуждаются во взрослом, который обеспечивал бы разнообразие игрового материала ради той же цели обучения.
Обучению способствует то, насколько имеющийся игровой материал - игрушки, оборудование группы, предметы постоянного пользования - соответствует уровню способностей ребенка. Внимание детей удерживается дольше на интересных занятиях. Ребенок, поглощенный игрой с автомобилями, может не захотеть рисовать. Но вот разметить город или дорожную схему для своих машин ему будет интересно.
Все, что взрослому очевидно, ребенку кажется новым и непонятным- он ведь совсем недавно усвоил то. что мы знаем уже давно. Мы, взрослые. часто забываем, каково это - чего-то не знать. Чтобы быть полезным обучающемуся ребенку, взрослому часто надо стараться увидеть мир глазами малыша и понять его точку отсчета. уяснить. что же ему непонятно. Такое усилие ради помощи ребенку вознаградит вас воспоминанием о волнениях и новизне.
Благодаря тому, что игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью. в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Кроме того, многие игры учат детей действовать "в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Если по какой-то причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам- складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам. вытекающим из его роли, и не имеет права изменить общий рисунок роли.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя. он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций- но уже на следующем возрастном этапе.
Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями. эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность. делает ее важной и значимой для них. он становится как бы центром притяжения в игре. это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.